В кабинет На лекции Темы докладов Рекомендации Библиотека Журнал Консультация Вернуться в Хогвартс! |
Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада снова приветствовать вас в своем кабинете! – Нубия улыбнулась и села в свое любимое кресло. Сегодня мы продолжим изучать с вами магическую литературу Франции. В прошлый раз мы лишь слегка затронули с Вами XVII век, а сегодня мы рассмотрим его целиком… и заодно и поговорим о XVII веке тоже. Первый автор, чье творчество мы начнем изучать, это величайший Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622-1673), которому долгое время покровительствовал сам Король солнце, Людовик XIV. Сама история жизни Мольера достойна отдельной лекции, но поскольку времени у нас не так много, я оставлю ее Вам на самостоятельное изучение. А мы же обратимся к творчеству Мольера… Мольер известен своими великолепными пьесами, которые имели большой успех у публики. Зрители неоднократно рукоплескали его «Тартюфу» и «Дон Жуану», а также «Мизантропу», «Мнимому больному» и многим другим произведениям. Обычно в маггловских школах все уделяют больше внимания «Тартюфу», поэтому мы на нем останавливаться не будем, а рассмотрим подробнее другую пьесу, а именно «Дон Жуан или каменный пир». Дон Жуан как персонаж наверняка знаком вам. Он появляется во многих произведениях разных авторов, и имя это давно стало нарицательным. Поскольку нам с вами интересна именно магическая литература, обратимся к самым магическим моментам в пьесе «Дон Жуан». Момент первый… Нубия открыла большую толстую книгу с именем Мольера на обложке и начала читать. Сганарель. Вот и статуя командора. Подняв глаза от книги, преподавательница внимательно посмотрела на своих учеников. Итак, мы имеем здесь дело с ожившей статуей. Командор пал от руки Дон Жуана некоторое время назад, и вот Дон Жуан приглашает его статую, стоящую в гробнице, к себе на обед. Надо сказать, что Дон Жуан был закостенелым магглом, поскольку кивков статуи он даже не заметил. Обратимся же к моменту второму… > Дон Жуан. Кто это так стучит? Как вы можете догадаться, это была та самая статуя Командора. К чести Дон Жуана он впустил ее в дом и сделал вид, что нисколько не испугался. Преподавательница продолжила чтение… Дон Жуан и статуя садятся за стол. Сганарель (замечает призрак). Ах, сударь, это само небо хочет с вами
говорить и посылает вам предостережение! Статуя. Стойте, Дон Жуан! Вчера вы дали мне слово отужинать со мною. Сганарель. Ах, мое жалованье, мое жалованье! Смерть Дон Жуана всем на
руку. Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные
семьи, оскорбленные родители, погубленные женщины, мужья, доведенные до
крайности, - все, все довольны. Не повезло только мне. Мое жалованье, мое
жалованье, мое жалованье! А теперь мы перейдем к другому автору, Жану де Лафонте́н (1621 - 1695). Кто знает, чем знаменит этот человек? - Он писал басни! – раздался голос откуда-то с задних рядов. - Правильно! – улыбнулась Нубия. – Авторству Лафонтена принадлежит немало басен и сказок. А где басни и сказки – там и наверняка найдется место магической литературе. Надо сказать, что некоторые его сказки были написаны столь вольным стилем, что я оставлю их вам на самостоятельное изучение. Порадую же я вас басней «Кошка, которая превратилась в женщину». В ней есть определенное изящество, характеризующее творчество де Лафонтена. Нубия вновь открыла книгу, теперь уже совсем другую… Давным-давно жил-был некий чудак, страстно любивший свою кошку. Он не может без нее жить: кладет спать в свою постель, ест с ней из одной тарелки; наконец, решает на ней жениться и молит Судьбу, чтобы она превратила его кошку в человека. Вдруг чудо свершается — на месте киски появляется прекрасная девушка! Чудак без ума от радости. Он не устает обнимать, целовать и ласкать свою возлюбленную. Та тоже влюблена в него и на предложение руки и сердца отвечает согласием (в конце концов, жених не стар, хорош собой и богат — никакого сравнения с котом!). Они спешат под венец. Улыбнувшись, преподавательница закрыла книгу. Итак, степени поучительности басни, а также определенный юмор не заметить здесь нельзя. Впрочем, во все времена писатели и поэты старались нас научить чему-то через свои произведения. Не чуждо было это и следующему писателю, который наверняка знаком вам с самого детства. Речь идет о Шарле Перро (1628 - 1703). В 1697 г. Шарль Перро опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник состоял из 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) — кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Перро. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы. Поскольку сказка является одним из самых интересных видов магической литературы, для нас этот момент является очень и очень важным. Сказки эти вам всем известны, но на всякий случай, я подготовила вам список. Преподавательница перевернула доску, стоявшую в углу зала, и перед учениками предстали названия, знакомые с детства… 1) «Волшебницы» 2) «Золушка» 3) «Кот в сапогах» 4) «Красная Шапочка» 5) «Мальчик-с-пальчик» 6) «Ослиная шкура» 7) «Синяя борода» 8) «Рике-хохолок» В качестве домашнего задания я попрошу вас написать свои впечатления о любой из этих сказок. Должен же быть в домашке хотя бы один простой вопрос. Нубия подождала, когда все перепишут названия сказок, и продолжила урок. Теперь я попрошу вас сосредоточиться, поскольку от XVII века, который у нас получился насыщенным интересными пьесами и волшебными сказками, мы переходим к XVIII веку. Не так много времени мы посвятим ему, но это не умаляет его важности. Этот век – век философов, не менее важен для нас, магов, изучающих литературу. Итак, с XVIII веком во Францию, наконец, окончательно и бесповоротно приходит эпоха Просвещения. Самыми известными именами этого времени становятся имена Руссо, Вольтера, Дидро и Монтескье. Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) помимо всевозможных философских трактатов стал также автором некоторого количества романов, пьес и стихотворений. Самыми известными его произведениями являются «Эмиль», «Новая Элоиза», «Общественный договор» и «Исповедь». В этих произведениях Руссо развивает свою философскую позицию, согласно которой просвещение вредно, и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству. Шарль-Луи де Секонда, барон Ла Брэд и де Монтескьё (1689 —1755) известен своими философскими работами, а также романом «Персидские письма», в котором персидский вельможа прибывает во Францию и в своих письмах другу комментирует западное общество. Вольтер, урождённый Франсуа-Мари Аруэ, (1694 - 1778), известен нам, прежде всего, своим произведением «Кандид, или Оптимизм». Герои повести — Кандид, его подруга Кунигунда и наставник Панглосс — в погоне за счастьем колесят по всему миру, присутствуя при сражениях Семилетней войны, взятии русскими Азова, Лиссабонском землетрясении, и даже посещают сказочную страну Эльдорадо. В финале повести они оказываются в Константинополе и узнают от местного дервиша о напрасности своих поисков. Излагаемый дервишем рецепт счастья прост — забыть о треволнениях окружающей жизни, и в первую очередь общественной, посвятив себя избранному ремеслу — «возделыванию сада». Дени Дидро (1713 —1784), как и другие философы, в своих художественных произведениях излагал свои философские мысли. В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы – «Побочный сын или Испытания добродетели» и «Отец семейства». В них он стремился реализовать принципы новой ("мещанской") драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Важными его произведениями также являются «Монахиня», «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист и его хозяин». На этом я прощаюсь с вами до следующего раза. Не забудьте сделать домашнее задание. Нубия достала из шкафа подносик со свитками с домашкой, попрощалась со всеми и вышла из кабинета. Домашнее задание: 1) Напишите мне историю жизни Мольера (3 балла) 2) Вопрос из лекции: как следовало поступить Дон Жуану, чтобы избежать смерти? (3 балла) 3) Опишите свои впечатления от любой из сказок Шарля Перро (2 балла). 4) В описанных мной произведениях философов XVII века только у одного проскальзывают магические нотки. Как Вы думаете, почему их произведения важны для нас как изучающих магическую литературу? 2 балла. Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело |