В кабинет На лекции Темы докладов Рекомендации Библиотека Журнал Консультация Вернуться в Хогвартс! |
- День добрый! - преподавательница жизнерадостно вошла в кабинет. - Предлагаю не тратить времени даром, а сразу же продолжить изучение французской литературы. Нубия улыбнулась и начала говорить.. Как Вы уже заметили, большое значение во французской литературе играет лирика. Впрочем, не просто так Франция у нас ассоциируется с чем-то невероятно романтичным.. В XIII веке мы обсуждали с вами трубадуров как движущую силу литературы и понятие куртуазной любви. В XIV веке во Франции по-прежнему создавались прекрасные лирические произведения, однако, постепенно их форма менялась. В частности, появились баллады, имеющие довольно жесткую структуру (в отличие от лиричных песен трубадуров). Поэзия постепенно становилось не сколько потоком чувств сколько ремеслом, которому надо было учиться. Тем не менее, понятия рыцарства и поклонения даме оставалось по-прежнему центральными в литературе Франции. Также лирика по-прежнему была тесно связана с музыкой, и многие поэтические произведения исполнялись под аккомпанемент. Отдельно выделим новый жанр во французской литературе, названный жанром dit (в переводе "рассказ"). Эти произведения были лишены музыкального сопровождения и предназначались для чтения и рассказывания, представляя собой либо сюжетное повествование, либо нравоописание, либо нравоучение, либо, наконец, традиционный для средневековья “спор” (о том, например, кто несчастнее - дама, потерявшая возлюбленного, или рыцарь, которому изменила дама). Преподавательница достала из кармана небольшую записную книжечку, и перелистывая ее, продолжила рассказ. Ярким представителем французской магической литературы того времени является Гильом де Машо (1300-1377). Его знаменитый и часто цитируемый Пролог к одному из ранних произведений "Сказанию о саде", представляет из себя яркий момент, наполненный магии и волшебства. Природа приходит к самому Гильому и велит сложить новые любовные поэмы, говоря: Я – Природа, я все возводила, Мне оправданья, прощенья не будет, Имя Любовь мне, я каждому сердцу Я так подробно остановилась на этом отнюдь не потому, что люблю читать стихи, хотя и это мне безусловно нравится. Я хочу, чтобы вы сказали мне, что вам напоминает этот разговор.. из того, что мы уже изучали на прошлой лекции. Некоторые из учеников зашелестели свитками с прошлых уроков. - Вот тут есть что-то похожее, - подняла глаза от конспекта сообразительная рейвочка. - Герой встречается с Недовольством, Скупостью.. и еще с кем-то. "Роман о Розе" Гийома де Лорриса. - Верно! - улыбнулась Нубия. - Остальным рекомендую пересмотреть свои конспекты. Как мы отметили, французские поэты весьма и весьма любили одушевлять различные абстрактные понятия. Впрочем, в совокупности с общей романтической наполняющей их произведений это немудрено. Впрочем, ничто не вечно под Луной, даже самое хорошее.. Франсуа Вийон (1431- между 1463 и 1491 годами) ставит на куртуазной лирике если не точку, то жирный вопросительный знак. Впрочем, грядет время Возрождения, время, когда все меняется.. Но о нем мы поговорим потом, а пока что уделим немного времени Вийону. - Простите, профессор, Вы как-то странно продиктовали годы жизни.. - потянул руку юноша с Хаффлпаффа. - Неужели время смерти его неизвестно? - Именно так! История жизни этого человека весьма интересна, но боюсь, я не имею возможности рассказывать ее вам подробно. Поэтому раз уж вопрос был поднят, то думаю, в домашнем задании вы мне сами и расскажете о жизни Франсуа Вийона. А мы же рассмотрим специфику его произведений. Итак, Вийон - поэт прежде всего и по преимуществу пародирующий. Принцип его поэзии - ироническая игра со всем общепринятым, раз и навсегда установленным. Если Вийон называет кого-либо из своих “наследников” “честнейшим малым”, то, значит, тот отъявленный прохвост, если дарит знакомому “красивый воротничок”, то подразумевает веревку палача... Все у Вийона двусмысленно, у него нет ни слова, сказанного “в простоте”, а потому его игра имеет не эпизодический, но тотальный и целенаправленный характер. Ты много потрудился, Ной, Перейдем же, наконец, к эпохе Возрождения, традиционному мостику, лежащему между Средневековьем и Просвещением. Как вы, может быть, помните из курса английской магической литературы, эпоха Возрождения началась одновременно с развитием в европейской философии идеи гуманизма. Гуманисты обращались непосредственно к человеку, пытаясь найти в нем наилучшие черты. Поэты стремятся по-новому посмотреть на человека. Иначе смотрят они и на женщину. Если раньше женщина представляла из себя возвышенный образ, некий идеал, воплощение куртуазной любви, то с эпохой Возрождения французские поэты начинают обращаться к женщине более приземленно, но с неменьшей любовью. Подобные тенденции во французской поэзии характеризуют, прежде всего, Раннее Возрождение (70-е гг. XV в.- 20-е гг. XVI в). Одновременно с этим во Франции перестраивается система образования, а также начинают активно издаваться и изучаться книги античных авторов. В первой половине XVI в. наступает новый период в развитии повествовательной прозы, что было связано прежде всего с интенсивной разработкой жанра новеллистического сборника.Выделим три черты, свойственные этому жанру. Во-первых, активно используются “бродячие” сюжеты и мотивы, распространенные по всей Европе. Во-вторых, наблюдается стремление выдать эти сюжеты не за условно-типические случаи, происшедшие с “одним монахом”, с “одним вилланом” и т. п., а за “правдивые”, достоверные истории, которые были пережиты вполне конкретными лицами, носящими собственные имена, живущими в определенном городе и т. п. В-третьих, для многих авторов рассказывание подобных историй отнюдь не является самоцелью. Главное место в их сборниках занимают нравоучительные или шутливые диалоги самих рассказчиков, которые они перемежают анекдотами и побасенками. Наиболее значительным примером подобного сборника является сборник Маргариты Наваррской (1492-1549) “Гептамерон”. Другой яркий пример магической литературы того времени, который было бы преступлением не упомянуть, это сатирический роман Франсуа Рабле (1483/1494-1553) "Гаргантюа и Пантагрюэль", повествующий о двух великанах, отце и сыне.В данном романе Рабле рассматривает Францию, затрагивая и церковь, и образ жизни народа, и многое другое, используя при этом сюжет, безусловно принадлежащий к числу магической литературы. Кстати, предвижу ваши вопросы, точная дата рождения Рабле действительно не установлена.. Но заставлять вас писать и его биографию в домашке я, пожалуй, не буду. Нубия посмотрела на часы и продолжила лекцию. Тем временем появилась новая школа французской поэзии - Плеяда, эталоном для которой были античные произведения. Главой Плеяды и самым выдающимся поэтом французского Возрождения был Пьер де Ронсар (1524-1585). Беспримерный поэтический темперамент Ронсара был в первую очередь связан с его самоощущением провидца, способного вобрать в себя всю вселенную и поведать о ней на языке античной мудрости. Современников Ронсара поражало то, что он совершенно свободно и с равным успехом - подобно Протею - умел перевоплощаться в Гомера, Пиндара, Феокрита, Вергилия, Горация, Катулла, Петрарку. Завершая эпоху Возрождения, упомянем также лирические произведения Гийома де Саллюста Дю Бартаса (1544- 1590) и Теодора Агриппы д'Обинье (1552-1630). Темой своей лирики они выбрали религиозные сюжеты, однако, встречается там немало различных мифических персонажей, которые могут быть интересны нам как магам. На этом предлагаю сегодня закончить. До следующего раза! И не забудьте про домашнее задание. Улыбнувшись, Нубия показала на доску, где была написана домашка: Домашнее задание: 1) Как Вы думаете, кто несчастнее - дама, потерявшая возлюбленного, или рыцарь, которому изменила дама? 2 балла. 2) Расскажите мне историю жизни Франсуа Вийона. 3 балла. 3) Найдите любое французское стихотворение XIV-XVI веков, которое является магическим (как например, "Пролог к Сказанию о саде", отрывки которого я читала вам во время лекции). 2 балла. 4) Представьте себе, что Вы попали в книгу. И не просто в книгу, а в творение Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль". Что там с Вами произошло? 3 балла. Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело |