В кабинет
На лекции
Темы докладов
Рекомендации
Библиотека
Журнал
Консультация
Вернуться в Хогвартс!


Черная Мышка
Англия. XX и XXI век.


Здравствуйте, дорогие мои! – поприветствовала преподавательница вошедших учеников. – Сегодня мы, наконец, завершим такую обширную тему как английская литература. И для этого нам нужно успеть за эту лекцию пройти целых два века – XX и XXI. Усаживайтесь поудобнее и давайте поскорее начнем!

Итак, давайте подробно рассмотрим различных авторов XX и XXI века и произведения, которые могут быть интересны нам как магам. Сразу предупреждаю, что многих авторов нам придется оставить за кадром, поскольку мы и так постоянно с вами засиживаемся на переменку, но я надеюсь, что мы все-таки успеем получить более или менее полное представление о литературе рассматриваемого периода.

Первый человек, о котором мы поговорим – это Генри Джеймс (1842-1916). Он родился в США, много жил в Европе. Сначала этот замечательный автор писал в жанре реализма, именно в то время из-под его пера вышли такие произведения как. «Американец», «Женский портрет», да и многие другие, но затем он уходит в мистику. Вот здесь я уже советую Вам достать перья и записать, что Джеймс создал большое количество рассказов о привидениях. Надо сказать, он считается мэтром в этом жанре. Его рассказам свойственен большой упор на психологичность – он много внимания уделяет переживаниям своих героев.

Болтовня Терри нисколько не задела Баркли — он понимал, что этот идиот просто пытается его попугать. Но он ничего не мог поделать с тем страхом, который нагоняли на него сами тоннели. Он ощущал страшное давление, направленное прямо на него, точно город медленно оседал, напирая, сдавливая и сплющивая дюйм за дюймом своды тоннелей. Ему придется упасть в эту жижу, обвалившийся потолок протолкнет его вглубь…



Прочитала преподавательница несколько фраз из книги, на которой было написано Г. Джеймс. Тьма.

Впрочем, я думаю, что нам просто необходимо переключиться на менее мрачного автора. Поэтому перейдем к Джозефу Редъярду Киплингу (1865-1936). Кто знает, что он написал?

- Маугли!

- Ну, разумеется. Ну, и кроме Маугли, я думаю, Вы наверняка вспомните Рикки-Тикки Тави, истории о белом котике, Сказки старой Англии, да и немало других очень светлых и добрых сказок. Между прочим, сам Киплинг родился в Индии, в Бомбее и очень много путешествовал. Именно поэтому у него столь многообразные и любопытные сказки.

Ну, что ж, отправляемся дальше?

Наш ждет менее известный, но от этого не менее талантливый автор - поэт Уильям Бартер Йейтс (1865-1939). Он также считается английским автором. Честно говоря, он представитель ирландской литературы, но мы поговорим о нем сейчас, поскольку уделять отдельный триместр ирландской литературе у нас нет возможности. Его произведения весьма интересны кельтскими мотивами, они насыщены персонажами кельтской мифологии и фольклора. Йейтс получает репутацию певца «кельтских сумерек», времени упадка национальной культуры Ирландии, ищущего силы лишь в возрождении забытого наследия прошлого. Помимо стихов, Йейтс писал пьесы. Также его перу принадлежат различные сборники сказок (например, «Тайная роза»). Надо сказать, что Йейтс активно интересовался оккультизмом. Он много времени потратил на изучение связи становления человеческого духа с фазами луны. Он также входил в одно из многочисленных тайных обществ – Орден Золотой Зари.

Гилберт Кит Честертон (1874-1936) в отличие от ранее рассматриваемых нами авторов – коренной англичанин. Он известен миру магглов, прежде всего, благодаря большому количеству детективных новелл, вышедших из-под его пера. Однако, помимо детективов он написал немало стихотворений, романов, эссе и пьес. В частности, интересна для нас может быть пьеса «Магия».

Обратимся теперь к писателю совсем другого жанра – это Герберт Джордж Уэллс (1866-1946). Наверняка вы читали или хотя бы слышали о его произведениях. Он писал в жанре научной фантастики. Как мы с вами уже выясняли, когда проходили русскую литературу XX века, научная фантастика является магической литературой, как правило, тогда, когда в ней упоминается хоть что-то, что маггл не может представить себе, в принципе. В произведениях Уэллса (а мне очень нравится этот автор, и я прочитала немало его книг) я не смогла обнаружить ничего подобного, но возможно, я могла и недоглядеть что-то. Поэтому я предлагаю вам потренироваться в определении произведения как магической литературы в вашем домашнем задании.

Артур Конан Дойль (1859-1930)– еще один автор, который прямо не упоминает магию, однако, является столь яркой фигурой, что говоря о литературе XX века нельзя не упомянуть его. Это автор многочисленных рассказов о Шерлоке Холмсе. К слову, недавно вышла новая экранизация Шерлока Холмса, в которой отрицательный герой сообщает Шерлоку Холмсу, что тот скоро столкнется с мистикой, и разум его не сможет этого выдержать. Несмотря на то, что отрицательный герой врал Шерлоку Холмсу, и здесь имело место лишь фальсификация, мне эта проблема показалась довольно интересной. Смог бы Шерлок Холмс адаптироваться в мире, где имеет место магия, или же его психика не выдержала бы такого удара? Насколько прожженным магглом является Шерлок Холмс? Эти спорные вопросы я также оставляю Вам на домашнее задание.

Ну что ж, идем дальше? Надеюсь, вы еще не очень устали? Впрочем, чем ближе мы приближаемся к нашему времени, тем легче должен быть для вас материал, ведь так или иначе вы должны были слышать о всех этих произведениях.

Надо сказать, что XX век подарил нам немало сказок. Наравне с Киплингом, о котором мы уже сегодня поговорили, хотелось бы также упомянуть Дональда Биссета (1910-1995), автора чудесных сказок о тигренке, потерявшем свои полоски, ослике Мафине и многих других чудесных героях, ну. и разумеется, автора Вини Пуха Алана Александра Милна (1882-1956). Здесь же, несомненно, следует упомянуть Джеральда Малкольма Даррелла (1925-1995), написавшего «Говорящий сверток». К слову, Джеральд Даррелл интересен так же своими исследованиями в области зоологии, поэтому будет очень интересен тем, кто увлекается биомагией.

Ну, что ж, а теперь я предлагаю Вам поговорить о зарождении фэнтази в английской литературе. Случилось это знаменательное событие благодарю кружку так называемых Иклингов, писателей, собиравшихся в Окосфордском университете. Самыми известными представителями Инклингов можно назвать Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963) и Джона Рональда Руэла Толкиена (1892-1973). Надо сказать, что известна даже некая неподтвержденная история о том, что Стейплз и Толкиен поспорили, кто создаст наиболее интересный мир. Так и родилось два мира – мир Нарнии и Средиземье.

Даже не знаю, стоит ли подробнее останавливаться на этих двух писателях? Ведь наверняка вы и так много о них знаете. Возможно, даже больше меня. Но впрочем, все же отмечу, что творчество Льюиса и Толкиена не ограничивается «Хрониками Нарнии» у одного и «Властелином колец» и «Сильмариллионом» у другого. Клайв Льюис помимо «Нарнии» написал несколько научно-фантастических произведений («За пределы безмолвной планеты», «Переландра», «Мерзейшая мощь»), а также огромное количество различного рода религиозных произведений. Перу Толкиена же принадлежат «Хоббит туда и обратно», «Приключения Тома Бомбадила» (сборник стихов), «Баллада об Аотру и Итрун», «Роверандом», «Дети Хурина» и множество исследовательских работ.

Ну, что же, предлагаю Вам оставить этих знаменитых авторов (не расстраивайтесь, Вам еще придется вернуться к ним в домашнем задании) и пойти дальше. Следующий автор, о котором я хочу Вам рассказать, это Джордж Оруэлл (1903-1950). Надо сказать, что этот автор предпочитал использовать псевдоним. Настоящее его имя – Эрик Артур Блэр. Самый известный его роман – «1984» - представляет из себя один из наиболее ярких примеров антиутопии. Кстати, помните ли вы еще, что такое антиутопия?

Кто-то из рейвенкловцев тут же поднял руку. Нубия одобряюще кивнула.

– Антиутопия, если я правильно помню, это противоположность утопии, то есть описание такого общества, в котором в результате борьбы добра и зла победило зло?

- В целом, верно. – кивнула Нубия. – Итак, как можно догадаться, антиутопия Оруэлла была долгое время под запретом во многих странах, но сейчас, слава мерлину, вы вполне при желании сможете с ней познакомиться. Другой менее известный роман Оруэлла носит название «Скотный двор». Здесь главными героями являются не люди, а животные. В целом, данный роман также является антиутопией и считается предшественником «1984».

Довольно любопытными мне показались семь заповедей, провозглашенных животными на Скотном дворе, которые впоследствии были так или иначе отменены (не забывайте, что речь идет об антиутопии).

Семь заповедей:
1. Тот, кто ходит на двух ногах — враг.
2. Тот, кто ходит на четырёх ногах или имеет крылья — друг.
3. Животное не носит одежду.
4. Животное не спит в кровати (позднее добавлено: с простынями).
5. Животное не пьёт спиртного (позднее добавлено: сверх меры).
6. Животное не убьёт другое животное (позднее добавлено: без причины ).
7. Все животные равны (позднее добавлено: но некоторые равнее других) .

Продолжая линию антиутопий, коснемся произведений Уильяма Джеральда Голдинга (1911-1993). Самая известная его книга – «Повелитель мух», хоть и не содержит в себе ничего магического, тем не менее, должна быть очень интересна для магов. Голдинг писал и другие книги – «Наследники», «Свободное падение», «Чрезвычайный посол», «Пирамида», где, в частности, мы можем найти магию, правда, она далеко не самое главное в его философских довольно печальных произведениях.

Нубия посмотрела на начавших уставать учеников и оулыбнулась:

- Не раскисайте, мы уже давно перевалили за середину лекции. Еще немного, и вы сможете пойти на перемену. Надеюсь, сегодня я вас даже отпущу вовремя. Но чтобы так и было, давайте не расслабляться…

У нас на очереди Саймон Ричард Грин…

- Автор «Алых парусов»? – спросил кто-то из угла кабинета.

- Нет, не путайте его с Александром Грином – улыбнулась Нубия. – Про алые паруса он не писал, зато создал несколько циклов произведений, носивших научно-фантастический и фэнтезийный характер («Охотник за смертью» и «Хок и Фишер»).

Еще один автор, которого мне хотелось бы сегодня упомянуть, это Джон Роберт Фаулз (1926-2005). Самый известный его роман – «Волхв» - содержит в себе немало магического и мистического.

Конец XX века в Англии, как и в России, не обошелся без расцвета фэнтази в магической литературе. В качестве яркого примера стоит привести, пожалуй, Терри Пратчетта, автора фэнтази, посвященного Плоскому миру…

Нубия посмотрела на часы.

Я обещала вас сегодня не задерживать, да? Ну, что ж, давайте потихоньку заканчивать. Единственный автор уже XXI века, которого мне надо назвать, чтобы не оставить вас в недоумении, это, разумеется…

- Джоан Роулинг! – послышался голос с галерки.

- И как вы только угадали? – улыбнулась Нубия. – Разумеется, мы не можем не упомянуть госпожу Роулинг, благодаря которой, по сути, мы все здесь с вами сегодня собрались. Как вы знаете, госпожа Роулинг является автором цикла про Гарри Поттера, а также нескольких книжек, прилагающихся к циклу.

Ну, что ж, на этом предлагаю закончить. Записывайте домашнее задание и можете быть свободны.

Домашнее задание:

1) Постарайтесь найти среди произведений Уэллса какое-либо, отвечающее требованиям магической литературы? Если не найдете, то перечислите несколько его произведений и докажите, что они не могут считаться полноценной магической литературой. 3 балла.
2) Как Вы думаете, смог бы Шерлок Холмс адаптироваться в магическом мире, или его разум бы этого не выдержал? 2 балла.
3) Расскажите о любом авторе XX-XXI века, не упомянутом в лекции, которого можно отнести к магической литературе. 3 балла.
4) Чьи произведения Вам ближе – Льюиса или Толкиена и почему? Если Вы не читали ни того, ни другого, то спросите о них у кого-нибудь из своих друзей. 2 балла.

Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело
Hosted by uCoz