В кабинет
На лекции
Темы докладов
Рекомендации
Библиотека
Журнал
Консультация
Вернуться в Хогвартс!


Черная Мышка
Лекция 6. Русская литература XX и XXI века.


Здравствуйте! – поприветствовала всех Нубия, входя в кабинет. – Сегодня у нас знаменательный день! Мы заканчиваем изучение русской литературы. И нам предстоит сегодня пройти достаточно большой объем – литературу XX и XXI века. Хорошо, что XXI век только начинается! ;)

Ну что ж, не будем тратить время зря! Приступим!

В конце XIX - начале XX века в русской литературе наступает Серебряный век. Обычно его связывают с именами Андреева, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Блока, Гумилева и многих других замечательных авторов. У нас, увы, нет возможности остановиться на каждом из них отдельно, хотя в произведениях многих авторов Серебряного века немало магического.

Юный маг в пурпуровом хитоне
Говорил нездешние слова,
Перед ней, царицей беззаконий,
Расточал рубины волшебства.



Пишет мой любимый Николай Гумилев в одном из своих волшебных стихотворений, которое так и называется «Заклинание».

И примерно в то же время Федор Сологуб пишет совсем о другом…

Где ты, моя Ариадна?
Где твой волшебный клубок?
Я в Лабиринте блуждаю,
Я без тебя изнемог.



А Борис Пастернак создает свои сказки…

Встарь, во время оно,
В сказочном краю
Пробирался конный
Степью да репью.



В стихотворчестве преобладают, сменяя друг друга, самые разные течения – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм… да так ли это важно, в конце концов. Главное, что следует вам запомнить, так это то, что серебряный век неразрывно связан с поэзией, со стихотворным стилем, и очень много магического можно найти именно в стихах этого периода.

А что же с прозой? Вы думаете, в те временя не писали магическую прозу? Вы глубоко ошибаетесь. Возьмем, к примеру, Валерия Брюсова «Огненный ангел». Это потрясающее мистическое произведение, где происходят самые магические события. Надо сказать, что произведение это осень серьезное, местами жестокое, поэтому читайте его очень внимательно и осторожно.

А мы пойдем далее…

Нубия посмотрела на учеников, которые задумчиво рисовали что-то совершенно постороннее в своих пергаментах.

Будьте внимательны! Серебряный век – это отнюдь не 100 лет. После всем известной Октябрьской революции 1917 года в русской литературе наступил новый период – период советской литературы.

Советская литература, хотя это может показаться кому-то странным, представляет из себя набор невероятно магических и очень полезных для мага произведений.

Перед тем, как говорить об этом, на секунду отвлечемся и вернемся к теме того, что же такое магическая литература. Дело в том, что именно в советский период в русской литературе активно начинают появляться научно-фантастические произведения. Это и Александр Беляев с «Головой профессора Доуля», и весьма любимый мной Мартынов со «Спиралью времени», и многие другие…

Мечтая о светлом будущем, эти авторы создавали совершенно невероятные миры. Однако, причислять ли научную фантастику к магической литературе? Это вопрос весьма спорный. Дело в том, что научная фантастика отличается от магических произведений тем, что магглы вполне готовы поверить в то, что факты, описанные в книгах, вполне могут свершиться в будущем. И говорится в таких книгах скорее о технике и ее развитии, нежели о магии. Но с другой стороны, порой в научной фантастике появляются совершенно магические персонажи. Обратите внимание, к примеру, на Виталия Губарева и его «Путешествие на утреннюю звезду» или же Кира Булычева и его многообразные истории про Алису (не путайте с Алисой из страны чудес Кэрролла!)

Именно поэтому я предлагаю Вам самостоятельно разобраться с этим вопросом, какие именно произведения следует отнести к магической литературе, а какие – нет. Это будет частью Вашего домашнего задания.

А мы идем далее… Не могу не остановиться на таком магическом произведении как «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. К слову, кто-то из вас в прошлом семестре опрометчиво отнес эту книгу к Золотому веку, что меня очень удивило и расстроило. На самом деле, это произведение было написано в советский период, разумеется.

Перейдем к огромному блоку произведений, которые я не могла не упомянуть, говоря о советском периоде. Это детская литература.

Сколько здесь самых разных авторов и произведений. Многие из них носят поучительный характер, воспитывая ребенка в определенном стиле, но от этого они не теряют свою прелесть. Речь идет и о Николае Носове с его «Незнайкой», и о Корнее Чуковском и его разнообразных веселых сказках в стихах, и об Алексее Толстом, который так замечательно рассказал нам о приключениях Буратино, и о Лие Гераскиной, одним из самых известных произведений которой является «В стране невыученных уроков» и Александра Волкова с его потрясающими приключениями в Волшебной Стране Гуррикапа, и многих, многих других. Очень хочется выделить Алексея Ремизова, автора, которого, к сожалению, редко изучают в маггловских школах. Почему? Да потому, что в его произведениях столько магических существ, что замаскировать их под обычные детские сказки, в принципе, невозможно. Более того, в книгах его и логика другая, совсем на маггловскую не похожая. Посмотрим на его «Зайку». Нубия открыла книжку и начала читать…

Лишь только солнце подымалось до купола и в саду Петушок-золотой гребешок появлялся, приходил к Зайке старый кот Котофей Котофеич. Впрыгивал Котофей в кроватку и бережно бархатной лапкой будил спящую Зайку.
Просыпались у Зайки синие глазки, заплетала Зайка свою светлую коску. Котофей Котофеич пел песни. Так день начинался.
Зайка скакала, беленькая плясала. С ней скакала Лягушка-квакушка с отбитою лапкой, плясали две Белки-мохнатки. А гадкий Зародыш садился на корточки в угол, хлопал в ладошки да звонил в серебряный колокольчик..



Вот он, совсем невероятный мир… - Нубия подняла глаза от книги и посмотрела на учеников. – Прочту вам еще один отрывок…

Раз Котофей Котофеич говорит куму:
- Чучело-чумичело-гороховая-куличина, беда мне с Зайкой, да и только! Сам видишь, обносилась вся, локотки продраны, чулочки все в дырках, а какие были кружевца на штанишках, давно от них и помину нет, все обшаркались.
- Эх, кум, кум, - отвечал укоризненно Чучело, - чего ж ты загодя не сказал: приходил вчера ко мне Волчий Хвост, предлагал Хвост кубышку с золотом, да на что мне золото, я и без золота Чучело.
- Может, опять придет?.. - замурлыкал Кот. - Ни зайца у нас жареного, ни козы паленой, ничего нынче на обед не было, а одними "пупками Кощея" сыт не будешь, да и "пупков" всего ничего осталось.



Вот она логика, непонятная взрослым магглам, но зато ясная для ребенка и мага. Но мы слишком надолго остановились на одном авторе, идем дальше.

Отдельно расскажу об одном из моих любимых авторов – Вадим Шефнер. Этот человек писал так называемые сказки для взрослых. Впрочем, читать их детям совсем не возбраняется. Обязательно почитайте его произведения. Начните с «Человека с пятью НЕ, или Исповедью простодушного», потом переходите к другим… А можно начать и с чего-нибудь другого. Шефнер интересен тем, что в его произведениях магия настолько органично вписывается в маггловский мир, что не чувствуется никакого противоречия. Все очень, очень и очень естественно.

Заканчивая говорить о советской литературе, вспомним Павла Бажова. Его «Уральские сказы» нельзя не выделить отдельно. В своих произведениях он знакомит нас с совершенно непривычным нам миром магии Урала, с невероятными персонажами, о которых на Урале ходит масса легенд. Почитав Бажова, можно спокойно ехать на Урал, поскольку точно будешь знать, как общаться и с Хозяйкой Медной Горы, и с Огневушкой-Поскакушкой, и со всеми остальными обитателями гор.

Ладно, думаю, что хватит нам говорить о советской литературе. Перейдем к совсем уже нашему времени. Вот отбушевало начало 90х, в стране стало поспокойнее… и люди начали писать, писать и еще раз писать.

И в XXI веке на нас свалилось невероятное количество всевозможной магической литературы. Тут и Сергей Лукьяненко, и Ник Перумов, и многие, многие менее известные авторы. Думаю, Вы будете в состоянии придумать их самостоятельно. Позднее уже появились и О. Громыко, и Панкеева, и Белянин … думаю, что все эти имена вам так или иначе знакомы.

Что характерно для литературы XXI века? А вот непонятно стало, что из этого многообразия является собственно литературой, и будет потом изучаться магами через многие, многие столетия… а что забудется, останется книгами одного дня.

Сейчас мы можем только задумываться об этом…

Нубия посмотрела на часы и вздохнула.

И вообще, урок давно уже закончился, а я и не заметила. Быстренько записывайте домашку и идите отдыхать. А на следующем уроке нас ждет уже совсем новая страна с очень интересной литературой…

Домашнее задание:
1. Дайте краткую характеристику течениям: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. 3-5 строчек на каждое. 2 балла.
2. Как Вы считаете, что из научной фантастики можно считать магической литературой, а что нет? Или быть может, вся научная фантастика – магическая литература? Обязательно приведите примеры из русской литературы. 3 балла.
3. Расскажите про Вашего любимого русского автора ХХ-ХХI века и его произведения. 3 балла.
4. Как Вы считаете, что из современного фэнтази останется в веках, а что канет в лету? Приведите примеры из русской литературы. 2 балла

Перед выполнением домашнего задания настойчиво советую ознакомиться с требованиями.

Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело
Hosted by uCoz