В кабинет На лекции Темы докладов Рекомендации Библиотека Журнал Консультация Вернуться в Хогвартс! |
Здравствуйте! – поприветствовала всех Нубия, входя в кабинет. – Сегодня у нас знаменательный день! Мы заканчиваем изучение русской литературы. И нам предстоит сегодня пройти достаточно большой объем – литературу XX и XXI века. Хорошо, что XXI век только начинается! ;) Ну что ж, не будем тратить время зря! Приступим! В конце XIX - начале XX века в русской литературе наступает Серебряный век. Обычно его связывают с именами Андреева, Бунина, Ахматовой, Цветаевой, Блока, Гумилева и многих других замечательных авторов. У нас, увы, нет возможности остановиться на каждом из них отдельно, хотя в произведениях многих авторов Серебряного века немало магического.
Юный маг в пурпуровом хитоне Пишет мой любимый Николай Гумилев в одном из своих волшебных стихотворений, которое так и называется «Заклинание». И примерно в то же время Федор Сологуб пишет совсем о другом… Где ты, моя Ариадна? А Борис Пастернак создает свои сказки… Встарь, во время оно, В стихотворчестве преобладают, сменяя друг друга, самые разные течения – символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм… да так ли это важно, в конце концов. Главное, что следует вам запомнить, так это то, что серебряный век неразрывно связан с поэзией, со стихотворным стилем, и очень много магического можно найти именно в стихах этого периода. А что же с прозой? Вы думаете, в те временя не писали магическую прозу? Вы глубоко ошибаетесь. Возьмем, к примеру, Валерия Брюсова «Огненный ангел». Это потрясающее мистическое произведение, где происходят самые магические события. Надо сказать, что произведение это осень серьезное, местами жестокое, поэтому читайте его очень внимательно и осторожно. А мы пойдем далее… Нубия посмотрела на учеников, которые задумчиво рисовали что-то совершенно постороннее в своих пергаментах. Будьте внимательны! Серебряный век – это отнюдь не 100 лет. После всем известной Октябрьской революции 1917 года в русской литературе наступил новый период – период советской литературы. Советская литература, хотя это может показаться кому-то странным, представляет из себя набор невероятно магических и очень полезных для мага произведений. Перед тем, как говорить об этом, на секунду отвлечемся и вернемся к теме того, что же такое магическая литература. Дело в том, что именно в советский период в русской литературе активно начинают появляться научно-фантастические произведения. Это и Александр Беляев с «Головой профессора Доуля», и весьма любимый мной Мартынов со «Спиралью времени», и многие другие… Мечтая о светлом будущем, эти авторы создавали совершенно невероятные миры. Однако, причислять ли научную фантастику к магической литературе? Это вопрос весьма спорный. Дело в том, что научная фантастика отличается от магических произведений тем, что магглы вполне готовы поверить в то, что факты, описанные в книгах, вполне могут свершиться в будущем. И говорится в таких книгах скорее о технике и ее развитии, нежели о магии. Но с другой стороны, порой в научной фантастике появляются совершенно магические персонажи. Обратите внимание, к примеру, на Виталия Губарева и его «Путешествие на утреннюю звезду» или же Кира Булычева и его многообразные истории про Алису (не путайте с Алисой из страны чудес Кэрролла!) Именно поэтому я предлагаю Вам самостоятельно разобраться с этим вопросом, какие именно произведения следует отнести к магической литературе, а какие – нет. Это будет частью Вашего домашнего задания. А мы идем далее… Не могу не остановиться на таком магическом произведении как «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова. К слову, кто-то из вас в прошлом семестре опрометчиво отнес эту книгу к Золотому веку, что меня очень удивило и расстроило. На самом деле, это произведение было написано в советский период, разумеется. Перейдем к огромному блоку произведений, которые я не могла не упомянуть, говоря о советском периоде. Это детская литература. Сколько здесь самых разных авторов и произведений. Многие из них носят поучительный характер, воспитывая ребенка в определенном стиле, но от этого они не теряют свою прелесть. Речь идет и о Николае Носове с его «Незнайкой», и о Корнее Чуковском и его разнообразных веселых сказках в стихах, и об Алексее Толстом, который так замечательно рассказал нам о приключениях Буратино, и о Лие Гераскиной, одним из самых известных произведений которой является «В стране невыученных уроков» и Александра Волкова с его потрясающими приключениями в Волшебной Стране Гуррикапа, и многих, многих других. Очень хочется выделить Алексея Ремизова, автора, которого, к сожалению, редко изучают в маггловских школах. Почему? Да потому, что в его произведениях столько магических существ, что замаскировать их под обычные детские сказки, в принципе, невозможно. Более того, в книгах его и логика другая, совсем на маггловскую не похожая. Посмотрим на его «Зайку». Нубия открыла книжку и начала читать…
Лишь только солнце подымалось до купола и в саду Петушок-золотой гребешок
появлялся, приходил к Зайке старый кот Котофей Котофеич. Впрыгивал Котофей в кроватку и бережно бархатной лапкой будил спящую Зайку. Вот он, совсем невероятный мир… - Нубия подняла глаза от книги и посмотрела на учеников. – Прочту вам еще один отрывок… Раз Котофей Котофеич говорит куму: Вот она логика, непонятная взрослым магглам, но зато ясная для ребенка и мага. Но мы слишком надолго остановились на одном авторе, идем дальше. Отдельно расскажу об одном из моих любимых авторов – Вадим Шефнер. Этот человек писал так называемые сказки для взрослых. Впрочем, читать их детям совсем не возбраняется. Обязательно почитайте его произведения. Начните с «Человека с пятью НЕ, или Исповедью простодушного», потом переходите к другим… А можно начать и с чего-нибудь другого. Шефнер интересен тем, что в его произведениях магия настолько органично вписывается в маггловский мир, что не чувствуется никакого противоречия. Все очень, очень и очень естественно. Заканчивая говорить о советской литературе, вспомним Павла Бажова. Его «Уральские сказы» нельзя не выделить отдельно. В своих произведениях он знакомит нас с совершенно непривычным нам миром магии Урала, с невероятными персонажами, о которых на Урале ходит масса легенд. Почитав Бажова, можно спокойно ехать на Урал, поскольку точно будешь знать, как общаться и с Хозяйкой Медной Горы, и с Огневушкой-Поскакушкой, и со всеми остальными обитателями гор. Ладно, думаю, что хватит нам говорить о советской литературе. Перейдем к совсем уже нашему времени. Вот отбушевало начало 90х, в стране стало поспокойнее… и люди начали писать, писать и еще раз писать. И в XXI веке на нас свалилось невероятное количество всевозможной магической литературы. Тут и Сергей Лукьяненко, и Ник Перумов, и многие, многие менее известные авторы. Думаю, Вы будете в состоянии придумать их самостоятельно. Позднее уже появились и О. Громыко, и Панкеева, и Белянин … думаю, что все эти имена вам так или иначе знакомы. Что характерно для литературы XXI века? А вот непонятно стало, что из этого многообразия является собственно литературой, и будет потом изучаться магами через многие, многие столетия… а что забудется, останется книгами одного дня. Сейчас мы можем только задумываться об этом… Нубия посмотрела на часы и вздохнула. И вообще, урок давно уже закончился, а я и не заметила. Быстренько записывайте домашку и идите отдыхать. А на следующем уроке нас ждет уже совсем новая страна с очень интересной литературой… Домашнее задание: 1. Дайте краткую характеристику течениям: символизм, акмеизм, футуризм, имажинизм. 3-5 строчек на каждое. 2 балла. 2. Как Вы считаете, что из научной фантастики можно считать магической литературой, а что нет? Или быть может, вся научная фантастика – магическая литература? Обязательно приведите примеры из русской литературы. 3 балла. 3. Расскажите про Вашего любимого русского автора ХХ-ХХI века и его произведения. 3 балла. 4. Как Вы считаете, что из современного фэнтази останется в веках, а что канет в лету? Приведите примеры из русской литературы. 2 балла Перед выполнением домашнего задания настойчиво советую ознакомиться с требованиями. Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело |