В кабинет На лекции Темы докладов Рекомендации Библиотека Журнал Консультация Вернуться в Хогвартс! |
Нубия зашла в кабинет, где ее уже ожидали ученики, доброжелательно кивнула всем и начала лекцию. Доброго времени суток! Мы, наконец, закончили с вами тему русских народных сказок и переходим к не менее серьезному и важному… а именно, к классике! Да, сегодня мы будем говорить именно о той литературе, с которой вас уже знакомили в маггловских школах. Но, разумеется, взглянем мы на нее, с другой, магической стороны… Итак, давайте начнем! Материала у нас сегодня будет очень много, готовьтесь записывать, а то все не запомните. Впрочем, может, что-то вы и так знаете. Во всяком случае, очень на это надеюсь! Вообще в литературе традиционно выделяется несколько периодов, но обсуждать эту периодизацию мы с вами не будем. Если захотите, можете сами поискать. Тем более, что нас интересует именно магическая литература! До XVIII века русская литература представляла собой различные летописи, жизнеописания святых и прочая, и прочая… - А как же сказки? – спросил удивленный голос. Нубия улыбнулась. - Сказки в то время не записывались, а рассказывались, передаваясь таким образом от поколения к поколению. Впоследствии они были записаны и составили важную часть наследия русской магической литературы. Помимо сказок существовал такой жанр как былины, в которых тоже присутствовали чудеса, не являясь, правда, основной канвой сюжета. А вот какое древнерусское произведение, которое мы без сомнения можем отнести к магическим, предлагали вам изучить в школе? - «Слово о полку Игореве»? – раздался нестройный хор голосов. - Именно! Вы молодцы, все знаете! Как вы помните, в этом произведении помимо исторических моментов есть немало магических. Что интересно, автора «Слова» так и не выяснили современные исследователи. Ладно, я не рассчитывала говорить с вами так долго о первом периоде развития литературы. Скажу все же пару слов о XVIII веке, чтобы у вас не возникало лишних вопросов. Что такое XVIII век? Это Карамзин, Ломоносов, Сумароков. Эти люди внесли большой вклад в развитие литературы, но в курсе магической литературы мы останавливаться на них не будем. Вклада в магическую литературу внесено здесь не было. Что же касается общей истории русской литературы, то просто запомните, что в те времена преобладало два течения – сентиментализм и классицизм. И вот! Наступает XIX век! Этот век называют Золотым Веком литературы. И не просто так! Помните ли Вы, кто родился на рубеже XVIII и XIX веков, в 1799 году? - Александр Сергеевич Пушкин! – раздалось из угла, где сидели рейвы. – Правильно! – улыбнулась Нубия. – У Пушкина, разумеется, были свои учителя! Вот, например, Жуковский, автор «Светланы», невероятно магического произведения… Раз в крещенский вечерок Однако, ученик превзошел своего учителя. Сам Жуковский подарил Пушкину свой портрет в связи с выходом пушкинской поэмы «Руслан и Людмила», на котором написал: «Победителю-ученику от побежденного учителя». Пушкин совершил в литературном языке настоящую реформу. С одной стороны, он занимался «прозаизацией» поэзии, а с другой – «поэтизацией» прозы. Таким образом, язык поэзии приблизился к разговорному, став, тем самым, гораздо ближе читателю. А проза приобрела больше красочности, свойственной поэзии. Разумеется, Пушкин стал автором немалого числа магических произведений. В первую очередь, это его сказки. Однако, есть немало и других книг, которые бесспорно являются жемчужинами магической литературы. И я надеюсь, что вы мне их назовете в домашнем задании. Поговорим теперь о современниках Пушкина. И начнем с Николая Васильевича Гоголя… Гоголь – яркий представитель магических авторов. Вспомните его «Вечера на хуторе близ Диканьки»! А если не помните, то непременно перечитайте, это того стоит! А еще «Нос», «Вий»… Чтение это невероятно увлекательное и полезное для вас как для магов. Как раз Гоголя, на мой взгляд, должен прочесть каждый образованный маг (впрочем, как и Пушкина и многих других классиков). Именно начиная с Гоголя, литераторы начинают обращаться к простому народу, изображать ту действительность, в которой этот народ живет. По словам Чернышевского, Пушкин является отцом русской поэзии, а Гоголь - отцом русской прозаической литературы. Но мы идем дальше… еще один современник Пушкина ждет нас – это Михаил Юрьевич Лермонтов. Великий поэт, в стихах которого чувствовался бунтарский дух! Мы не будем долго на нем останавливаться, однако, упомянем одно, наиболее магическое среди его произведений, это «Сказка для детей». Чтение это не простое, но если будет время – обязательно прочитайте. Перенестись теперь прошу сейчас Не устали еще? Я понимаю, что материала много, но придется вам потерпеть! Ведь XIX век назван Золотым Веком отнюдь не только из-за Пушкина! Перейдем к Владимиру Федоровичу Одоевскому. Помимо своего писательского таланта этот человек показал себя как философ, педагог, музыковед, теоретик музыки… Но нас интересует, конечно же, литература! А именно – его сказки. Следует отметить, что сказки Одоевского часто носят весьма поучительный характер, однако, очень интересны и открывают перед нами мир весьма любопытных существ. При своей жизни он издал шесть детских книг. Среди его произведений наиболее известны и интересны «Городок в табакерке» и «Мороз Иванович», поэтому если будете читать Одоевского, обратите свое внимание, прежде всего, на них. А мы идем дальше, нас ждет Петр Павлович Ершов и его замечательная сказка «Конек-Горбунок». Помимо нее, Петр Павлович написал немало других стихов, но известность ему принесла именно эта сказка. Несмотря на то, что у «Конька-Горбунка» есть автор, эту сказку все равно называют народной. Даже на могиле Ершова высечено «Петр Павлович Ершов, автор народной сказки «Конек-Горбунок». Дело в том, что Ершов не просто написал сказку, а смешал в одном произведении множество народных мотивов, и «Конек-Горбунок» является пересказом разных русских сказок. Что интересно, после того, как это произведение вышло в печать, его самого не раз пытались пересказывать да переделывать, результатом этого стали совсем разные версии «Конька-Горбунка». Еще один автор, на которого мы обратим внимание, это Николай Алексеевич Некрасов. Обратимся к его поэме «Мороз, Красный Нос» Для магглов здесь главной является, разумеется, не тема магии, а тема крестьянской жизни, русской женщины, но мы с вами обратим внимание на магическую линию сюжета: Не ветер бушует над бором, Обратите внимание! Нубия повысила голос, дабы те, кто успел задремать, проснулись... Многие магические произведения были основаны на русских сказках, на народном творчестве. Они передают нам, таким образом, мудрость народа, ту древнюю магию, которая была уже давно утеряна. Именно поэтому следует очень внимательно относиться к подобного рода произведениям. Но помимо мотивов русских народных сказок в таких произведениях есть и кое-что еще… Нубия сделала паузу, но так как никто не откликнулся, продолжила говорить. А именно – веяние времени. Как никак, ничто не стоит на месте. И в произведениях авторов 19 века вы можете увидеть то, чего в русских сказках нет. Кто может привести пример? Ученик в желтой мантии поднял руку: - В самом начале лекции Вы читали нам отрывок, там было про Мефистофеля… в русской народной сказке такого точно не могло быть. - Верно! Дело в том, что помимо того, что русская литература опирается сказки и словесность, на нее определенное внимание оказывал Запад. Так что мы можем уловить в произведениях наших авторов отголоски европейских магических явлений. Теперь давайте сосредоточимся и посмотрим на последнего на сегодня автора. Это Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. На данный момент нас интересуют его «Сказки». Сюда входят и «Дикий помещик», и «Самоотверженный заяц», и «Соседи», и многое другое. С одной стороны, все это - самые что ни на есть сказки. Здесь мы можем найти элементы и бытовой сказки, и сказки о животных, и волшебной. Но с другой стороны, многие, когда читают их в первый раз, задумываются: «Вроде сказки, а вроде бы и не совсем сказки…». Эти сказки являются хорошим примером того, как может повлиять на автора его окружение, жизненный опыт, установки, позиции, а также время, в которое живет автор. В своих сказках (часто их называют сатирическими) Салтыков-Щедрин обращается к проблемам той России, в которой он провел свою жизнь. Таким образом, магическая литература в России, начиная с XIX века, развивалась под влиянием: 1) Прошлого культурного наследия 2) Исторических фактов конкретного периода 3) Других стран 4) Личности автора, его жизненного опыта и позиций Нубия окинула взглядом учеников. Я надеюсь, что вы заметили, что я назвала далеко не всех известных писателей XVIII - XIX веков. Однако, сегодня мы упомянули самых ярких представителей, писавших, в частности, и магические произведения. Поэтому, надеюсь, что общее представление вы все же получили. А теперь пришло время записать домашнее задание: 1) Перечислите те магические произведения А.С. Пушкина, которые знаете. 2 балла. 2) Вам приснился сон, в котором Вы встретились с одним из авторов Золотого Века. Расскажите, как прошла Ваша беседа. 3 балла. 3) Назовите других авторов Золотого века, не упомянутых в лекции, произведения которых можно отнести к магической литературе. 2 балла. 4) Приведите примеры влияния разных факторов (всех четырех) на магическую литературу. А возможно, вы найдете какие-то другие факторы, которые не упомянула я? 3 балла. Перед выполнением домашнего задания настойчиво советую ознакомиться с требованиями. Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело |