В кабинет
На лекции
Темы докладов
Рекомендации
Библиотека
Журнал
Консультация
Вернуться в Хогвартс!


Черная Мышка
Лекция 3. Русские сказки. Часть вторая.


- Проходите, проходите! – прокричала Нубия из-за одного из шкафов.. – Рассаживайтесь быстро, сегодня нам нужно закончить с русскими сказками!

На прошлом занятии я дала вам определение сказки. Надеюсь, вы поняли, что его можно отнести не только к русским сказкам, но и к немецким, французским, японским.. да каким угодно? Поняли? Ну и отлично!

С этими словами Нубия вышла из-за шкафа, и убедившись, что все расселись по своим местам, сама села в свое любимое кресло.

Сегодня мы поговорим с вами об особенностях русской сказки… Причем не любой русской сказки, а именно народной… Между прочим, литературные сказки (то есть те, у которых известен автор) уходят своими корнями именно в народные сказки!

Ну, а остаток времени посветим выяснению, собственно, самого главного вопроса, а зачем (помимо общего развития, разумеется) может быть нужна русская сказка? Как она может пригодиться магу?

Итак, об особенностях. Перво-наперво, давайте разберемся со структурой сказки.. или как принято называть, с ее композицией.

Традиционно сказка состоит из трех частей:
1. Зачин. (“В некотором царстве, в некотором государстве жили-были…”).
2. Основная часть.
3. Концовка. (“Стали они жить – поживать и добра наживать” или “Устроили они пир на весь мир…”).

Вы записывайте, записывайте! Вот будете потом писать диплом, да и поймете, что ничего с тех пор не изменилось… Все так же требуют введение, основную часть да заключение. Только в отличие от введения и заключения зачин и концовка по продолжительности обычно занимают не абзац (или даже страницу), а гораздо меньше.

Нубия улыбнулась…

Ладно, не будем отвлекаться. Обратим внимание на художественные достоинства сказки. Ведь именно благодаря им русская сказка так любима… и детьми, и некоторыми взрослыми.

Русскую сказку отличают ритм, слаженность, напевность, неторопливое повествование. Речь сказочных героев пересыпана пословицами, поговорками, которые как бы объединяют их со всем народом: «Не подстрелив ясного сокола, рано перья щипать. Не узнав доброго молодца, нечего бранить его».

Отдельное внимание сказители всегда уделяли зачину и концовке. Мудрые люди были, между прочим! Знаете ли вы, что как раз конец и начало как раз лучше всего запоминается? А вот сказители наверняка знали, поэтому и делали их особенно красивыми…

Впрочем, к чести сказителей не оставляли они без красоты и основное содержание сказок.

Сказочное повествование украшали следующие особенности:
1) повторы близких по значению слов: «жили-были», «разорил», «разграбил»;
2) предложения, похожие на стихотворные строки: «Старший брат спит, во всю мочь храпит...»)
3) традиционные обороты речи (постоянные сказочные формулы: «Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»; «Что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать»)
4) постоянные эпитеты - красочные определения (например, живая вода, красна девица, добрый молодец, добрый конь; серый волк), а также сочетания слов: пир на весь мир; идти куда глаза глядят; буйну голову повесил; ни в сказке сказать, ни пером описать;
5) определение часто ставилось после определяемого, что создает особую напевность: (сыновья мои милые; солнце красное; красавица писаная…)
6) краткие формы прилагательных (красно солнце, буйну голову), а также обилие уменьшительно-ласкательных слов (петушок, рученьки, солнышко), что делает изложение более эмоциональным
7) обилие усилительно-выделительных частиц то, вот, что за, ка…( Вот чудо-то! Пойду-ка я направо. Что за чудо!)

Часто, в волшебной сказке слышится музыка, стихотворный ритм. Вот, например, в сказке о «Царевне Лягушке»…

Где кольнет иглой раз -
цветок зацветет.
Где кольнет другой раз -
хитрые узоры идут.
Где кольнет третий -
птицы летят.



Широко используются и такие поэтические приемы, как преувеличения, сравнения, звукоподражания. А общее правило всех сказок состоит в том, что «внешность персонажей соответствует делам и поступкам», и для всех сказок характерен справедливый конец.

«Добро всегда побеждает зло», - вот чему учит русская сказка…

- А как же «Колобок»? – спросил ехидный голос. В кабинет заглянула Анориэль, уже давно выпускница Рейвенкло.

– Ну, исключение… - улыбнулась Нубия. – Исключения, конечно, всегда есть, и мы от них никуда не уйдем. Однако, одно из главных правил русской сказки – именно такое.

Анориэль хмыкнула и исчезла, а Нубия продолжила рассказ…

Как вы видите, сказку сказывать – это не такое и простое занятие, как может показаться на первый взгляд. И подходили к нему очень и очень ответственно.

Теперь же поговорим о том, чем может пригодиться русская сказка нам, магам.

Про общую образованность мы с вами уже поговорили. Но что же еще?

Помните, как на прошлой лекции мы находили сходства в сюжетах сказок самых разных стран, и я говорила вам, что сюжеты эти путешествуют из одного конца мира в другой? А что же было первоосновой? Таким образом, мы получаем пласт практически реальных историй, разумеется, слегка приукрашенных умельцами-сказителями. А что ценно в таких историях? Да разумеется, магические предметы, которых так много в сказках!

Не забудем и о заговорах, о которых вы говорите на других лекциях.. Как раз-таки русские народные сказки служат отличным информативным источником в этой области. А язык сказочный научит вас произносить заговоры правильно.

Ну и по многому другому информацию в сказке найти можно… по существам волшебным, по обрядам магическим… А если потянуть за ниточки, то от русской сказки перейдете вы к историям других стран, а ведь и там немало всего интересного…

Ну, да ладно. Идем дальше.

Вспомним о том, что в принципе, у нас существуют хроновороты.. и чисто теоретически мы с вами можем попасть в другое время.. Что как ни сказки поможет нам (особенно тем, кто историю плохо учил) разобраться, как вести себя в прошлом? И напомнит, что это за штука такая с зубьями, на большую вилку похожая?

Подумаем теперь о других путешествиях… не во времени, а в другие миры… Миры бывают разные, и о них вам на лекциях по параллельным мирам расскажут… Но среди них есть и те миры, которые невероятно близки к нашему.. Но только то, что у нас уже давно сказки, для них – реальность. И опять-таки адаптироваться в таком мире помогут нам сказки.

Только помните (и при путешествиях в другое время, и оказавшись в другом мире), что многое в сказках все же приукрашено. Или изменено. Поэтому на сказку надейтесь, а сами не плошайте.. и в то же время не вылезайте со своими знаниями ситуации. Особенно когда дело иного времени касается, опасная это штука – время…

И наконец, давайте вспомним сказителей! Сказка – это отличная возможность успокоить человека (а порой и не человека вовсе), утешить его.. да совет дать) Подробно мы с вами это уже обсудили на прошлой лекции… Так что эту можно и заканчивать!

Видите, какая у нас получилась маленькая и несложная лекция… Компенсируем- ка мы это домашним заданием посложнее;)

Домашнее задание:

1. Найдите интересные зачины и концовки. Не менее 3 примеров и на зачин, и на концовку (примерами из лекции пользоваться нельзя). 2 балла.
2. Где бы вы смогли использовать знание того, что начало и конец запоминаются лучше середины. Не забудьте выразить свое мнение относительно вопроса, в каких случаях подобный прием используется на благо вам и другим людям, а в каких – не очень. 2 балла.
3. Представьте себе, что Вы попали в сказку. Любую сказку… возможно, даже, что в том месте, куда Вы попали, смешалось несколько сказок… Единственное условие – разумеется, речь идет о русских народных сказках. Расскажите о своих приключениях там. Не забудьте в конце истории указать, какие именно сказки поучаствовали в Ваших приключениях. 5 баллов.
4. Что же это за штука с зубьями, о которой я говорила на уроке? Которая в хозяйстве часто используется? 1 балл

Перед выполнением домашнего задания настойчиво советую ознакомиться с требованиями. Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело
Hosted by uCoz