В кабинет
На лекции
Темы докладов
Рекомендации
Библиотека
Журнал
Консультация
Вернуться в Хогвартс!


Черная Мышка
От веселых пьес и сказок к философии Просвещения.


Здравствуйте, мои дорогие! Я очень рада снова приветствовать вас в своем кабинете! – Нубия улыбнулась и села в свое любимое кресло.

Сегодня мы продолжим изучать с вами магическую литературу Франции. В прошлый раз мы лишь слегка затронули с Вами XVII век, а сегодня мы рассмотрим его целиком… и заодно и поговорим о XVII веке тоже.

Первый автор, чье творчество мы начнем изучать, это величайший Мольер (настоящее имя Жан Батист Поклен) (1622-1673), которому долгое время покровительствовал сам Король солнце, Людовик XIV. Сама история жизни Мольера достойна отдельной лекции, но поскольку времени у нас не так много, я оставлю ее Вам на самостоятельное изучение. А мы же обратимся к творчеству Мольера…

Мольер известен своими великолепными пьесами, которые имели большой успех у публики. Зрители неоднократно рукоплескали его «Тартюфу» и «Дон Жуану», а также «Мизантропу», «Мнимому больному» и многим другим произведениям.

Обычно в маггловских школах все уделяют больше внимания «Тартюфу», поэтому мы на нем останавливаться не будем, а рассмотрим подробнее другую пьесу, а именно «Дон Жуан или каменный пир». Дон Жуан как персонаж наверняка знаком вам. Он появляется во многих произведениях разных авторов, и имя это давно стало нарицательным.

Поскольку нам с вами интересна именно магическая литература, обратимся к самым магическим моментам в пьесе «Дон Жуан».

Момент первый…

Нубия открыла большую толстую книгу с именем Мольера на обложке и начала читать.

Сганарель. Вот и статуя командора.
Дон Жуан. Черт возьми! Ему идет это одеяние римского императора.
Сганарель. Честное слово, сударь, отличная работа. Он совсем как живой, кажется, вот сейчас заговорит. Он бросает на нас такие взгляды, что мне бы страшно стало, кабы я был один, и, думается мне, ему нас видеть неприятно.
Дон Жуан. Напрасно. Это было бы нелюбезно с его стороны - так принять честь, которую я ему оказываю. Спроси у него, не хочет ли он отужинать у меня.
Сганарель. Я думаю, он в этом не нуждается.
Дон Жуан. Спроси, говорят тебе.
Сганарель. Да вы шутите! С ума надо сойти, чтоб идти разговаривать со статуей.
Дон Жуан. Делай, что я тебе говорю.
Сганарель. Что за фантазия! Сеньор командор... (В сторону.) Мне стыдно за мою глупость, но так велит мой хозяин. (Громко.) Сеньор командор! Господин мой, Дон Жуан, спрашивает вас, соблаговолите ли вы сделать ему честь и отужинать у него?

Статуя кивает головой.



Подняв глаза от книги, преподавательница внимательно посмотрела на своих учеников.

Итак, мы имеем здесь дело с ожившей статуей. Командор пал от руки Дон Жуана некоторое время назад, и вот Дон Жуан приглашает его статую, стоящую в гробнице, к себе на обед. Надо сказать, что Дон Жуан был закостенелым магглом, поскольку кивков статуи он даже не заметил.

Обратимся же к моменту второму…

>

Дон Жуан. Кто это так стучит?
Сганарель. Что это еще за черт мешает нам ужинать?
Дон Жуан. Я хочу поужинать спокойно - не впускать!
Сганарель. Позвольте, я сам пойду посмотрю.
Дон Жуан (видя, что Сганарель возвращается испуганный). Что такое? Кто там?
Сганарель (кивая головой, как статуя). Это... он.
Дон Жуан. Пойду посмотрю - докажу, что я ничего не боюсь.
Сганарель., Ах, бедный Сганарель, куда бы тебе спрятаться?



Как вы можете догадаться, это была та самая статуя Командора. К чести Дон Жуана он впустил ее в дом и сделал вид, что нисколько не испугался.

Преподавательница продолжила чтение…

Дон Жуан и статуя садятся за стол.
Сганарель. Сударь, мне больше есть не хочется.
Дон Жуан. Садись, говорят тебе. Дайте вина! За здоровье командора! Я хочу с тобой чокнуться, Сганарель. Налейте ему вина.
Сганарель. Сударь, мне больше пить не хочется.
Дон Жуан. Пей и спой для командора свою песенку.
Сганарель. У меня, сударь, голос пропал.
Дон Жуан. Неважно. Пой. А вы (обращаясь к слугам) идите сюда, подпевайте ему.
Статуя. Довольно, Дон Жуан. Я приглашаю вас завтра отужинать со мною. Хватит у вас смелости?
Дон Жуан. Да. Я возьму с собой одного Сганареля.
Сганарель. Покорно благодарю, завтра я пощусь.
Дон Жуан (Сганарелю). Бери факел.
Статуя. Кто послан небом, тому свет не нужен.

В следующий магический момент Дон Жуан встречается с призраком.

Сганарель (замечает призрак). Ах, сударь, это само небо хочет с вами говорить и посылает вам предостережение!
Дон Жуан. Если небо посылает мне предостережение и хочет, чтобы я понял его, пусть говорит яснее.
Призрак. Дон Жуану осталось одно мгновение, чтобы воззвать к небесному милосердию. Если же он не раскается, гибель его неминуема.
Сганарель. Слышите, сударь?
Дон Жуан. Кто смеет так говорить со мной? Я как будто узнаю этот голос.
Сганарель. Ах, сударь, это призрак, - я узнаю по походке!
Дон Жуан. Призрак ли, наваждение, или сам дьявол, - я хочу знать, что это такое.

Призрак меняет облик и предстает в образе Времени с косою в руке.

Сганарель. О небо! Видите, сударь, какое превращение?
Дон Жуан. Нет, нет, ничто меня не устрашит, я проверю моей шпагой, тело это или дух.

Дон Жуан хочет нанести призраку удар, но тот исчезает.

Сганарель. Ах, сударь, склонитесь перед столькими знамениями и скорее покайтесь!
Дон Жуан. Нет, нет, что бы ни случилось, никто не посмеет сказать, что я способен к раскаянию. Идем, следуй за мной.

И наконец, последний магический момент, гибель Дон Жуана…

Статуя. Стойте, Дон Жуан! Вчера вы дали мне слово отужинать со мною.
Дон Жуан. Да. Куда надо идти?
Статуя. Дайте мне руку.
Дон Жуан. Вот моя рука.
Статуя. Дон Жуан! Кто закоснел в грехе, того ожидает страшная смерть; кто отверг небесное милосердие, над тем разразятся громы небесные.
Дон Жуан. О небо! Что со мной? Меня сжигает незримый пламень, я больше не в силах его терпеть, все мое тело - как пылающий костер. Ах!

Сильный удар грома; яркие молнии падают на Дон Жуана. Земля разверзается и поглощает его, а из того места, куда он исчез, вырываются языки пламени.

Таким образом Мольер покарал Дон Жуана в своем произведении. Надо сказать, что несмотря на трагичные нотки, пьеса «Дон Жуан» не утратила своей комедийности, которую так ценили зрители в то время. Вот как заканчивается эта пьеса…

Сганарель. Ах, мое жалованье, мое жалованье! Смерть Дон Жуана всем на руку. Разгневанное небо, попранные законы, соблазненные девушки, опозоренные семьи, оскорбленные родители, погубленные женщины, мужья, доведенные до крайности, - все, все довольны. Не повезло только мне. Мое жалованье, мое жалованье, мое жалованье!

Итак, на примере «Дон Жуана» мы увидели, как мастерски творцы того времени вставляли в свои произведения невероятно прекрасные мистические пласты. Разумеется, я прочитала вам сейчас не всю пьесу, а лишь то, что касается магии. В качестве домашнего задания я попрошу вас поразмыслить о том, как нужно было Дон Жуану повести себя с мистическими существами, чтобы остаться живым.. Надеюсь, что вы воспользуетесь для этого знаниями, полученными и на других лекциях.

А теперь мы перейдем к другому автору, Жану де Лафонте́н (1621 - 1695). Кто знает, чем знаменит этот человек?

- Он писал басни! – раздался голос откуда-то с задних рядов.

- Правильно! – улыбнулась Нубия. – Авторству Лафонтена принадлежит немало басен и сказок. А где басни и сказки – там и наверняка найдется место магической литературе. Надо сказать, что некоторые его сказки были написаны столь вольным стилем, что я оставлю их вам на самостоятельное изучение.

Порадую же я вас басней «Кошка, которая превратилась в женщину». В ней есть определенное изящество, характеризующее творчество де Лафонтена.

Нубия вновь открыла книгу, теперь уже совсем другую…

Давным-давно жил-был некий чудак, страстно любивший свою кошку. Он не может без нее жить: кладет спать в свою постель, ест с ней из одной тарелки; наконец, решает на ней жениться и молит Судьбу, чтобы она превратила его кошку в человека. Вдруг чудо свершается — на месте киски появляется прекрасная девушка! Чудак без ума от радости. Он не устает обнимать, целовать и ласкать свою возлюбленную. Та тоже влюблена в него и на предложение руки и сердца отвечает согласием (в конце концов, жених не стар, хорош собой и богат — никакого сравнения с котом!). Они спешат под венец.

Вот свадьба кончается, гости расходятся, и молодые остаются одни. Но как только счастливый супруг, горя желанием, начинает раздевать свою жену, она вырывается и бросается… куда же? под кровать — там пробежала мышь.

Природной склонности ничем истребить нельзя.



Улыбнувшись, преподавательница закрыла книгу.

Итак, степени поучительности басни, а также определенный юмор не заметить здесь нельзя. Впрочем, во все времена писатели и поэты старались нас научить чему-то через свои произведения.

Не чуждо было это и следующему писателю, который наверняка знаком вам с самого детства. Речь идет о Шарле Перро (1628 - 1703).

В 1697 г. Шарль Перро опубликовал сборник «Сказки матушки гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями». Сборник состоял из 9 сказок, представлявших собой литературную обработку народных сказок (как полагают, услышанных от кормилицы сына Перро) — кроме одной («Рике-хохолок»), сочиненной самим Перро. Фактически Перро ввел народную сказку в систему жанров «высокой» литературы. Поскольку сказка является одним из самых интересных видов магической литературы, для нас этот момент является очень и очень важным.

Сказки эти вам всем известны, но на всякий случай, я подготовила вам список.

Преподавательница перевернула доску, стоявшую в углу зала, и перед учениками предстали названия, знакомые с детства…

1) «Волшебницы»
2) «Золушка»
3) «Кот в сапогах»
4) «Красная Шапочка»
5) «Мальчик-с-пальчик»
6) «Ослиная шкура»
7) «Синяя борода»
8) «Рике-хохолок»

В качестве домашнего задания я попрошу вас написать свои впечатления о любой из этих сказок. Должен же быть в домашке хотя бы один простой вопрос.

Нубия подождала, когда все перепишут названия сказок, и продолжила урок.

Теперь я попрошу вас сосредоточиться, поскольку от XVII века, который у нас получился насыщенным интересными пьесами и волшебными сказками, мы переходим к XVIII веку. Не так много времени мы посвятим ему, но это не умаляет его важности. Этот век – век философов, не менее важен для нас, магов, изучающих литературу.

Итак, с XVIII веком во Францию, наконец, окончательно и бесповоротно приходит эпоха Просвещения.

Самыми известными именами этого времени становятся имена Руссо, Вольтера, Дидро и Монтескье.

Жан-Жак Руссо (1712 – 1778) помимо всевозможных философских трактатов стал также автором некоторого количества романов, пьес и стихотворений. Самыми известными его произведениями являются «Эмиль», «Новая Элоиза», «Общественный договор» и «Исповедь». В этих произведениях Руссо развивает свою философскую позицию, согласно которой просвещение вредно, и сама культура - ложь и преступление. Все основы гражданского быта, разделение труда, собственность, государство и законы являются лишь источником неравенства, несчастья и порочности людей. Счастливы и непорочны только первобытные люди, живущие простой естественной жизнью и подчиняющиеся только своему непосредственному чувству.

Шарль-Луи де Секонда, барон Ла Брэд и де Монтескьё (1689 —1755) известен своими философскими работами, а также романом «Персидские письма», в котором персидский вельможа прибывает во Францию и в своих письмах другу комментирует западное общество.

Вольтер, урождённый Франсуа-Мари Аруэ, (1694 - 1778), известен нам, прежде всего, своим произведением «Кандид, или Оптимизм». Герои повести — Кандид, его подруга Кунигунда и наставник Панглосс — в погоне за счастьем колесят по всему миру, присутствуя при сражениях Семилетней войны, взятии русскими Азова, Лиссабонском землетрясении, и даже посещают сказочную страну Эльдорадо. В финале повести они оказываются в Константинополе и узнают от местного дервиша о напрасности своих поисков. Излагаемый дервишем рецепт счастья прост — забыть о треволнениях окружающей жизни, и в первую очередь общественной, посвятив себя избранному ремеслу — «возделыванию сада».

Дени Дидро (1713 —1784), как и другие философы, в своих художественных произведениях излагал свои философские мысли. В 50-е годы Дидро опубликовал две пьесы – «Побочный сын или Испытания добродетели» и «Отец семейства». В них он стремился реализовать принципы новой ("мещанской") драмы, изображающей конфликты между людьми третьего сословия в обыденной житейской обстановке. Важными его произведениями также являются «Монахиня», «Племянник Рамо» и «Жак-фаталист и его хозяин».

На этом я прощаюсь с вами до следующего раза. Не забудьте сделать домашнее задание.

Нубия достала из шкафа подносик со свитками с домашкой, попрощалась со всеми и вышла из кабинета.

Домашнее задание:

1) Напишите мне историю жизни Мольера (3 балла)
2) Вопрос из лекции: как следовало поступить Дон Жуану, чтобы избежать смерти? (3 балла)
3) Опишите свои впечатления от любой из сказок Шарля Перро (2 балла).
4) В описанных мной произведениях философов XVII века только у одного проскальзывают магические нотки. Как Вы думаете, почему их произведения важны для нас как изучающих магическую литературу? 2 балла.

Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело
Hosted by uCoz