В кабинет
На лекции
Темы докладов
Рекомендации
Библиотека
Журнал
Консультация
Вернуться в Хогвартс!


Черная Мышка
Англия. XIX век.


Здравствуйте, мои дорогие! Прошу вас поскорее доставать перья, поскольку у нас сегодня очень много материала. Впрочем, а когда было иначе?

Нубия улыбнулась и уютно устроилась в своем большом кресле, поглядывая на учеников. Когда все, наконец, были готовы, преподавательница начала свой рассказ.

Сегодня мы поговорим с вами об английской литературе XIX века. И первое течение, которое мы с вами будем рассматривать - это романтизм. Считается, что важнейшие сочинения его представителей увидели свет в 26-летний промежуток от 1798 (выход Лирических баллад Вордсворта и Колриджа) по 1824 (год смерти лорда Байрона).

Поговорим немного об истоках романтизма. Я надеюсь, что вы уже поняли, что литература является отражением истории, и без тех или иных исторических фактов не существовало бы литературы. Литературные произведения являются, по сути своей, отражением того, что волнует их авторов. А что волновало последователей романтизма, сочинения которых не могли потом не повлиять и на всю литературу XIX века?

Большую роль в английской поэзии романтического периода играют революционные настроения, увлечение французской революцией, политический радикализм. К этому следует прибавить протест против классической рассудочности, в особенности против классических правил и противопоставление им индивидуальной поэтической свободы, а также интерес к народности и к старине, особенно к средним векам. Если не забыть также об интересе к экзотике, который привлёк внимание английских романтиков к Шотландии, стране старинных народных песен и легенд, а также природе и деревне, то в целом, мы получим некое впечатление о таком направлении как романтизм.

Думаю, на этом с общими словами можно покончить, перейдем к конкретике. И начнем мы с поэзии.

На вольной воле я блуждал
И юной девой взят был к плен.
Она ввела меня в чертог
Из четырех хрустальных стен.

Чертог светился, а внутри
Я в нем увидел мир иной:
Была там маленькая ночь
С чудесной маленькой луной.

Иная Англия была,
Еще неведомая мне, -
И новый Лондон над рекой,
И новый Тауэр в вышине.



Так начинается стихотворение «Хрустальный Чертог» английского поэта Уильяма Блейка (1757–1827), который не считается ведущим поэтом романтизма, однако, его стихи на удивление близки творчеству ярких представителей этого направления. Перу Блейка принадлежат некие пророческие книги, в которых поэтический текст, изображение составляют единое целое. Эти книги Блейк сам гравировал и печатал по технологии, близкой к средневековой.

Нубия посмотрела на часы и с сожалением сказала.

Мне бы очень хотелось уделить больше времени этому поэту, поскольку его творчество действительно весьма интересно, но поскольку у нас сегодня очень большая тема, я попрошу вас разобрать его самостоятельно. Впрочем, в каком-то смысле это и к лучшему, ведь информация, которую вы отыщите и переработаете сами, усвоится наверняка лучше, чем моя лекция. Поэтому подробнее об этих книгах и самом поэте Вы узнаете во время выполнения домашнего задания, а мы же отправляемся дальше...

А дальше у нас по плану идут Уильям Вордсворт (1770–1850) и Самюэль Тейлор Колридж (1772–1834), которые начинают, наконец, эпоху романтизма в английской поэзии, выпустив в 1798 «Лирические баллады». Они руководствовались в своей работе принципом, который один критик назвал «сверхъестественностью естественного». Не правда ли, эти авторы как никто другой подходит для изучения в нашей школе? Разумеется, каждый из них писал по-своему. Колридж стремился представить сверхъестественное, потустороннее в реальном поэтическом и жизненном контексте. Он настолько мастерски вплетал в обыденную жизнь магическое, что не всегда замечаешь, как речь в стихотворении заходит о вещах сверхъестественных. Для Вордсворта же таинственное и сверхъестественное суть неотъемлемая часть обычного существования, он видел магию даже в самых обычных вещах. К слову, если Вам когда-нибудь придется слышать об Озерной школе, то знайте, что Вордсворт и Колридж считаются яркими ее представителями.

- А что такое Озерная школа? – задал вопрос кто-то из слайзеринцев.

- Озерной школой – или лэйкистами (от слова lake – озеро) - был назван кружок английских поэтов того времени, куда как раз и входили Колридж и Вордсворт. Эти поэты критиковали складывающийся в те времена буржуазный строй в Англии. Они много писали о природе, но обращались и к суровой жизни. Они описывали быт бедняков, сочувствуя и сопереживая им. Они усердно вводили в поэзию бытовой язык, выступая против абстрактности и непонятности. Впоследствии их критиковали за этот народный, порой жаргонный язык.

Спустя годы, Байрон писал о них так…

Пусть прикрывает лавр бесстыдство ваших лбов
Иль отблеск совести, что многим не по нраву;
Храните же венки, чьих листьев и плодов
Я не хочу вовек. А подлинную славу
(Какую захватить любой из вас готов)
Все, в ком горит огонь, себе возьмут - по праву…



Но тем не менее, их творчество оставило след в истории литературы Англии, и теперь в нашем XXI веке мы можем читать их стихи и радоваться им, а также с интересом улавливать в них отголоски магического и таинственного.

Следующий представитель рассматриваемого нами течения - Перси Биши Шелли (1792–1822). Здесь позвольте мне процитировать русского поэта и переводчика Виктора Лунина.

Нубия вытащила из кармана маленькую шпаргалку и прочитала:

«Когда читаешь лирику Шелли, еще не зная ни его судьбы, ни его взглядов на мир, сразу же чувствуешь, что перед тобой человек невероятно сильных страстей и твердых убеждений, согласен ты с ними или не согласен. О стихах Шелли можно сказать, что это стихи любви и восторга. О чем бы ни писал поэт — о женщине ли, о времени ли, о дне или ночи, — в каждой своей строчке он поклоняется жизни. Однако, несмотря на его идеализм и восторг, он — философ, а философ не может не смотреть на мир трезвыми глазами»



И действительно, стихи Шелли, с одной стороны, полны глубоких философских мыслей, а с другой – в них столько эмоций, что словами и не описать. В одном своем произведении он ищет идеальную красоту, в другом – рассуждает об освобождении человека от оков иллюзий. О нем говорят как о поэте, бьющемся в тисках парадоксов и противоречий. Часто его героями становятся греческие боги и титаны, так что можете смело ссылаться на него, делая домашки по греческой мифологии. Яркий пример его творчества – «Освобожденный Прометей». Другие произведения, которые Вы можете почитать, если будет желание – «Гимн Интеллектуальной Красоте», «Королева Маб», «Монблан».

Последним выдающимся поэтом-романтиком был Джордж Гордон Байрон (1788–1824). И его можно смело назвать самым знаменитым из поэтов-романтиков. Самые известные его произведения - поэма «Паломничество Чайльд Гарольда» и роман в стихах «Дон Жуан». Его считают представителем «активного романтизма» и противопоставляют лэйкистам, которые писали в рамках так называемого «пассивного романтизма». Если у лэйкистов мы встречаемся с излишней для некоторых критиков чувствительностью, то с Байроном все несколько по-другому. У Байрона мы тоже видим протест, но протест этот предстает перед нами совсем в другом свете. Всей своей жизнью Байрон выступал против своего времени, против общества и его устоев. О нем ходили самые разные слухи, и мы с вами уже не узнаем, насколько они были правдивы. Однако, исторически подтвержденным фактом считается его связь с итальянскими революционерами. Также он собирался выступить за освобождение Греции, однако, не успел. Его настигла смерть от лихорадки.

Понятием «байронизм», появившееся вскоре после издания «Паломничества Чайльда Гарольда», стали обозначать бунтарскую позицию и безграничную скептичность. Другое закрепившееся в литературе понятие – «байронический герой» - обозначает героя, разочарованного и мятежного, индивидуалиста, одинокого, не понятого людьми страдальца, бросающего вызов обществу. Как вы можете догадаться, Байрон сам был таким, «байроническим героем».

Однако, у нас не так много времени, а нам предстоит обсудить еще многих авторов XIX века.

В рамках романтического движения можно назвать трех авторов-прозаиков, которым следует уделить особое внимание. Прежде всего, это Джейн Остин (1775—1817), из под пера которой вышло множество романов, которые так любят читать восторженные девушки… Кстати, девушки? – преподавательница лукаво улыбнулась. – Какие романы Джейн Остин вы сможете вспомнить?

- Чувство и чувствительность!

- Гордость и предубеждение!

- Мэнсфилд-парк!

- Эмма!!

- Нортенгерское аббатство!

- Джен Эйр!


Правильно, молодцы! Я бы столько, наверное и не назвала. Только с «Джен Эйр» вы промахнулись, этот роман был написан гораздо позднее и совсем другой писательницей. Впрочем, о ней мы тоже сегодня поговорим… А пока же вернемся к Джейн Остин.

Надо сказать, Джейн Остин до сих пор по праву считают «Первой леди» английской литературы. А сама она выражалась о своем творчестве следующим образом…

Нубия достала еще одну шпаргалку…

«Я умею изображать комические характеры, но изображать хороших, добрых, просвещенных людей выше моих сил. Речь такого человека должна была бы временами касаться науки и философии, о которых я решительно ничего не знаю... Думаю, что не преувеличу и не погрешу против истины, если скажу, что являюсь самой необразованной и самой непросвещенной женщиной, когда-либо бравшейся за перо».

Джейн Остин в наше время считают мастером сатиры. Рассматривая английское общество того времени, она с легкостью обнаруживает его пороки и внимательно рассматривает их. Видимо, несмотря на непросвещенность, в которой она себя обвиняет, Джейн Остин была весьма неглупой женщиной.

Перейдем теперь к Вальтеру Скотту (1771–1832). Этот известный всему миру автор считается основоположником такого направления как исторический роман. В своих произведениях Вальтер Скотт пишет об Англии и Шотландии, воссоздавая различные исторические эпохи. Самые известные его романы – «Айвенго» и «Квентин Дорвард».

Последний представитель романтического движения, к которому мы сегодня обратимся, это Томас Лав Пикок (1785–1866). Он писал в жанре сатиры. Его персонажи карикатурны, его романы часто являлись пародий на тот или иной жанр. Назову несколько известных его произведений – «Аббатство ночных кошмаров», «Девица Мэриан», «Несчастья Эльфина».

Ну что ж, прошло уже больше половины урока, на нам предстоит еще рассмотреть Викторианскую эпоху. Собственно, название данной эпохе дала королева Виктория, которая вступила на престол в 1837 и правила до самой смерти в 1901. Викторианская эпоха тоже была веком энергичной экспансии, имперских амбиций и глубокой веры в будущее Англии и всего человечества. Рассматривая романтическое направление, мы столкнулись с вами с протестом против того строя, в котором существовала Англия. Викторианцы относились к такому положению дел спокойнее и вместо возмущения предлагали кропотливо работать в сложившихся условиях.

Вскоре после начала правления королевы Виктории в литературе зародилось новое направление - «новый гуманизм». Это время стало расцветом английского романа, когда он стал нравственным и художественным голосом всей нации. Обычно печатавшиеся частями в ежемесячниках и лишь затем выходившие в виде книг, романы этой эпохи были плодом взаимопонимания между автором и читателем, что неизмеримо расширяло границы жанра и его популярность.

Рассмотрим же наиболее известных авторов того времени.

И прежде всего, это Чарльз Диккенс (1812–1870), известный нам, прежде всего, «Посмертными записками Пиквикского клуба». Другие его, менее известные, но все же замечательные произведения – это «Оливер Твист», Дэвид Копперфильд», «Холодный дом», «Рождественские повести»… В его книгах мы имеем возможность познакомиться с английским обществом во всей его красе. При этом Диккенс предпочитает рассматривать английское общество в позитивном ключе, впрочем, с достаточной долей юмора.

Еще один автор, которого мы сегодня коснемся, это Уильям Мейкпис Теккерей (1811–1863). Если Диккенс рассматривает жизнь английского общества достаточно оптимистично, то этому автору свойственен пессимизм. Его самое известное произведение – «Ярмарка тщеславия», и название его говорит само за себя. Все грехи человеческие, впрочем, по мнению Теккерея вызваны в конечном итоге ни чем иным как глупостью. И признаюсь честно. В чем-то я согласна с этим замечательным писателем.

Последние прозаики в нашей сегодняшней лекции – это три знаменитых сестры Бронте – Шарлотта (1816–1855), Эмили (1818–1848) и Энн (1820–1849). Пожалуй, самое известное произведение от этих сестер, известное ныне нам – это роман Шарлотты Бронте «Джен Эйр». Помните, в начале урока мы случайно чуть не приписали «Джен Эйр» совсем другому автору?

Признаюсь честно, в детстве я бесчисленное множество раз перечитывала эту книгу. И сейчас мне очень хочется зачитать Вам один отрывок.

В доме царила тишина; должно быть, кроме Сент-Джона и меня, все уже спали. Единственная свеча догорела, комната была залита лунным светом. Сердце мое билось горячо и часто, я слышала его удары. Вдруг оно замерло, пронизанное насквозь каким-то непонятным ощущением, которое передалось мне в голову, в руки и ноги. Это ощущение не напоминало электрический ток, но оно было столь же резко, необычно и неожиданно, оно так обострило мои чувства, что их прежнее напряжение казалось столбняком, от которого они теперь пробудились. Все мое существо насторожилось; глаза и слух чего-то ждали. Я дрожала всем телом.

- Что вы услышали? Что вы видите? - вскричал Сент-Джон.

Я ничего не видела, но я услышала далекий голос, звавший: "Джен! Джен! Джен!" - и ничего больше.

- О боже! Что это? - вырвалось у меня со стоном. Я могла бы точно так же спросить: "Где это?", потому что голос раздавался не в доме и не в саду, он звучал не в воздухе, и не из-под земли, и не над головой. Я слышала его, но откуда он исходил - определить было невозможно. И это был человеческий голос, знакомый, памятный, любимый голос Эдварда Фэйрфакса Рочестера; он звучал скорбно, страстно, взволнованно и настойчиво.

- Иду! - крикнула я. - Жди меня. О, я приду! - Я бросилась к двери и заглянула в коридор - там было пусто и темно. Я побежала в сад - там не было ни души.

- Где ты? - воскликнула я.

Глухое эхо в горах за Марш-Гленом ответило мне: "Где ты?" Я прислушалась. Ветер тихо вздыхал в елях; кругом простирались пустынные болота, и стояла полночная тишина.

Преподавательница подняла глаза от книги.

Итак, девушка слышит далекий голос, который зовет ее. Это голос ее любимого человека, который прозвучал в тот момент, когда она практически дала согласие выйти замуж за другого. Наверное, можно было бы подумать, что это внутренний голос… Однако, я прошу вас выслушать еще один отрывок.

Нубия открыла книжку практически в самом конце, на закладке и снова начала читать…

- Поздно вечером, вероятно между одиннадцатью и двенадцатью, прежде чем лечь, я стал молить бога, чтобы он, если сочтет это возможным, поскорее взял меня из этой жизни в иной мир, где есть надежда встретиться с Джен.
Я сидел в своей комнате, у открытого окна; мне было приятно дышать благоуханным воздухом ночи; правда, я не мог видеть звезд, а месяц представлялся мне лишь светлым туманным пятном. Я тосковал о тебе, Дженет! О, я тосковал о тебе и душой и телом. Я спрашивал бога в тоске и смирении, не довольно ли я уже вытерпел мук, отчаяния и боли и не будет ли мне дано вновь испытать блаженство и мир? Что все постигшее меня я заслужил, это я признавал, но я сомневался, хватит ли у меня сил на новые страдания. Я молил его - и вот с моих губ невольно сорвалось имя, альфа и омега моих сердечных желаний: "Джен! Джен! Джен!"
- Вы произнесли эти слова вслух?
- Да, Джен. Если бы кто-нибудь услыхал меня, он решил бы, что я сумасшедший, с такой неистовой силой вырвались у меня эти слова.
- И это было в прошлый понедельник около полуночи?
- Да, но не важно время; самое странное то, что за этим последовало. Ты сочтешь меня суеверным, - правда, у меня в крови есть и всегда была некоторая склонность к суеверию, тем не менее это правда, что я услыхал то, о чем сейчас расскажу. Когда я воскликнул: "Джен, Джен, Джен!", голос (я не могу сказать откуда, но знаю, чей он) отвечал: "Иду! Жди меня!" - и через мгновение ночной ветер донес до меня слова: "Где ты?"
Я хотел бы передать тебе ту картину, то видение, которое вызвал во мне этот возглас; однако трудно выразить это словами. Ферндин, как ты видишь, окружен густым лесом, и всякий звук здесь звучит глухо и замирает без отголосков. Но слова "где ты?" были произнесены, казалось, среди гор, ибо я слышал, как их повторяло горное эхо. И мне почудилось, будто более свежий, прохладный ветер коснулся моего лба; мне представилось, что я встречаюсь с Джен в какой-то дикой, пустынной местности. Духовно мы, вероятно, и встретились. Ты в этот час, Джен, конечно, спала глубоким сном; быть может, твоя душа покинула комнату и отправилась утешать мою: ибо это был твой голос, - это так же верно, как то, что я жив! Это был твой голос.
Вы знаете, читатель, что именно в понедельник, около полуночи, я услышала таинственный призыв; как раз этими словами я на него ответила.

Эти отрывки я хотела бы прочитать вам в качестве примера магических фактов, которые мы можем наблюдать в литературных произведениях, которые читают даже магглы. В домашнем задании я попрошу вас подумать о природе именно данного магического факта. Но пока что у нас остается еще немного времени, и мы совсем кратко рассмотрим поэзию Викторианской эпохи.

Поэты Викторианской эпохи как и ее романисты, были одновременно наследниками и противниками революции романтизма.

Первый, кого хотелось бы упомянуть, это Альфред Теннисон (1809–1892). Этот поэт питал большую страсть о героическом. В частности, его перу принадлежит цикл поэм Королевские идиллии (1859), представляющий собой еще один вариант истории о короле Артуре, которого мы с вами все никак не можем покинуть, начиная с изучения кельтских легенд.

Еще один яркий представитель поэзии того времени – Роберт Браунинг (1812–1889).. Его поэзия довольно трудна для восприятия, поэтому он довольно поздно получил признание у соотечественников. О нем говорят как о мастере «драматического монолога» - явление в литературе, которое заключается в том, что персонаж, повествуя о себе самом, невольно открывает читателю больше, чем думает. Среди его произведений особое распространение получили роман в стихах «Кольцо и книга» и пьеса «Пиппа проходит мимо».

Следующий, к кому мы обратимся, это Мэтью Арнолд (1822–1888). Этот человек был твердо уверен в том, что поэзия, отражая многообразие жизни, должна проникать в суть вещей глубже, чем это доступно научным методам исследования. Арнольд был не только поэтом, но и критиком, и девизом его как критика была «незаинтересованность»; под нею он разумел отказ критика (и, конечно, поэта) «разделять поверхностные политические и практические суждения об идеях, каковые суждения большинство наверняка будет высказывать...». Из его поэтических творений известны и интересны нам «Эмпедокл на Этне» и «Аларих на Риме» - поэмы, посвященные древним легендам. Если же кому-то интересны его труды как критика, то пожалуй, самой популярной работой Арнольда является эссе «Культура и Анархия»

Нубия посмотрела на уставших учеников и улыбнулась. На этом, пожалуй, мы можем завершить лекцию.
Записывайте домашнее задание и можете быть свободны. До новых встреч!

Домашняя работа:
1) Расскажите подробнее о пророческих книгах У. Блейка и о самом поэте. 2 балла.
2) Что такое «байронический герой» и «драматический монолог»? 1 балл.
3) Как бы Вы объяснили магический факт, описанный в романе «Джен Эйр», отрывки из которого я читала вам на уроке. Меня интересует Ваше мнение. 3 балла.
4) Приведите примеры романов сестер Шарлоты Бронте с краткими (2-3 фразы) их описаниями. 2 балла.
5) Сегодня мы с вами рассмотрели множество авторов и упомянули большое количество самых разных произведений. Наверняка о многих из них Вы слышали и раньше. Выберите одного автора из лекции, возможно, любимого Вами. Какой вопрос Вы задали бы ему, если бы у Вас была такая возможность? И как по-вашему он бы на него ответил? 2 балла.

Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело
Hosted by uCoz