В кабинет
На лекции
Темы докладов
Рекомендации
Библиотека
Журнал
Консультация
Вернуться в Хогвартс!


Черная Мышка
Англия - от Возрождения до Просвещения.


Преподавательница зашла в кабинет и поприветствовала всех присутствующих.

- Здравствуйте, мои дорогие! Мы продолжаем заниматься английской литературой. И сегодня мы отправимся в длинный путь – от Возрождения к Просвещению.

Что представляет из себя эпоха Возрождения?

В Англии Возрождение началось примерно в XVI веке. Этот период ознаменовался появлением нового философского направления – гуманизма. Гуманизм по сути своей направлен на изучение человека и поиск в нем лучших черт. Он стал откликом на «темное» Средневековье, где философские измышления касались преимущественно религии, а не человека.

В английской литературе появляется большое количество интересных философских произведений. Рассмотрим в качестве примера «Утопию» Томаса Мора. Полное название этого произведения звучит как «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». В этой книге Томас Мор рисует свое идеальное государство, в котором, как ему кажется, все устроено самым правильным образом. Книга крайне любопытная, поэтому советую вам при случае ознакомиться.

После Томаса Мора создавалось еще немало подобных утопических моделей. Впрочем, и сам Мор не был первым в своем стремлении нарисовать идеальное государство. И делая домашнее задание, возможно, вы узнаете, кто был его предшественником… А сейчас не будем на этом останавливаться.

Перед тем как перейти к другим книгам эпохи Возрождения, я хотела бы пояснить вам термин «утопия».

Итак, изначально Утопией была названа идеальная страна Мора, однако, это название перешло в философию и литературу в качестве термина. И теперь под утопией подразумевают идеальное общество, созданное человеческим воображением или же саму идее создания подобного общества. Несколько позднее, в XVII веке, позднее появилось другое направление – антиутопия – по сути, критика утопических государств и самой идеи создания утопии.

Одним из первых стал Томас Гоббс со своим произведением «Левиафан», который, используя ходившие в то время мысли о человеке, показывает нам свое, жестокое общество. Левиафаном (т.е. страшным чудовищем) же Гоббс показывает государство. Долгое время данное произведение было запрещены в Англии.

На этом мы, пожалуй, оставим философов и рассмотрим совершенно новое направление в литературе – эвфуизм, который характеризуется метафоричностью и изысканным витиеватым слогом. Сейчас вы можете встретить негативное употребление данного термина. Иногда эвфуизмом называют напыщенный, вычурный, жеманный, так называемый искусственный язык. Происхождение этого слова связано с неким Эвфуэсом, героем романов писателя Джона Лили, который и стал родоначальником данного направления.

Тем временем в Англию, наконец, приходят пастушеские романы – истории о простых людях, чаще всего, пастухах. Кроме того, стремительно развивается театр, который вступает в свой расцвет во время правления королевы Елизаветы I.

И разумеется, самой яркой фигурой в магической литературе того времени является Уильям Шекспир. Надо сказать, что история Шекспира настолько интересна, что ей можно было бы посветить не одну лекцию. Но к сожалению, мы ограничены временем, поэтому я скажу вам только, что существует две точки зрения на Шекспира как личность.

Согласно первому взгляду, Уильям Шекспир был невероятно одаренным человеком, который прожил достойную жизнь, имел семью и детей и создал немало великих произведений.

Другая же точка зрения утверждает, что самого Уильяма Шекспира не существовало, а все его произведения написаны подставным лицом или же группой лиц. Сна настоящий момент существует немало книг, которые рассматривают самые фантастические гипотезы относительно того, кто же скрывался под маской Шекспира. Одна из самых известных книг написана уже в XX веке И.М. Гилиловым и носит название «Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна великого феникса».

Нубия посмотрела на часы и ускорила темп лекции...

Так как времени у нас не очень много, а впереди еще эпоха Просвещения, мы быстро обратим внимание на самые известные произведения Шекспира, а все остальное останется вам на домашние задания, доклады, а также самостоятельное изучение.

Прежде всего, отметим, что У. Шекспир писал драматургические произведения и сонеты.

Кстати, вот и отличная возможность поведать вам (а может, кому-то всего лишь напомнить), что сонет представляет из себя стихотворение из 14 строк, отличающееся весьма специфической рифмовкой. Причем существуют различные виды рифмовок. Рассмотрим некоторые из них…

Преподавательница достала из-за шкафа доску, на которой значилось…

«Французская» последовательность — abba abba ccd eed (или ccd ede)
«Итальянская» последовательность — abab abab cdc dcd (или cde cde).
«Шекспировский сонет», или же сонет с «английской» рифмовкой — abab cdcd efef gg

Под буквами здесь, как вы, надеюсь, догадались, имеются в виду рифмующиеся строки. Например, во французском варианте сонета первая строка рифмуется с четвертой, пятой и восьмой, вторая – с третьей, шестой и седьмой, девятая с десятой, одиннадцатая с четырнадцатой, а двенадцатая с тринадцатой.

У сонетов было немало и других критериев. Например, считалось, что идеальный сонет должен содержать в себе 154 слога и следовать форме «тезис-антитезис-синтез-развязка», однако, далеко не все критерии соблюдались.

Вернемся же к Шекспиру и его сонетам.

Нам известно 154 сонета, которые ученые разбивают следующим образом…

Нубия перевернула доску, на обратной стороне было написано:

Сонеты, посвящённые другу: 1—126
Воспевание друга: 1—26
Испытания дружбы: 27—99
Горечь разлуки: 27—32
Первое разочарование в друге: 33—42
Тоска и опасения: 43—55
Растущее отчуждение и меланхолия: 56—75
Соперничество и ревность к другим поэтам: 76—96
«Зима» разлуки: 97—99
Торжество возобновлённой дружбы: 100—126
Сонеты, посвящённые смуглой возлюбленной: 127—152
Заключение — радость и красота любви: 153—154



Как вы можете видеть, в сонетах Шекспира фигурируют два лица – некий друг и возлюбленная, причем дружбе Шекспир посвятил гораздо большее количество своих сонетов. Шекспироведы (так называют ученых, которые занимаются Шекспиром) до сих пор спорят, автобиографичны ли его сонеты, или же Шекспир просто философствовал и заодно тренировался в модном в те времена стиле.

Обратимся теперь к драматическим произведениям Шекспира. Перечислять я их не буду, в конце концов, что-то вы и так знаете, а все в любом случае не запомните. Вместо этого хочу обратить ваше внимание на то, как то, насколько тонко Шекспир подмечал все, что могло бы заинтересовать человека, затронуть глубины его души. Не просто так Шекспира до сих пор ставят в театрах, а куски из его произведений многие знают наизусть.

«Мир театр, а люди в нем – актеры. И каждый не одну играет роль!»

«Быть или не быть, вот в чем вопрос!»

«Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею»

«Не вечная ли это насмешка любви, что женщина не может любить того, кто любит её?»

«Нет печальней повести на свете, Чем повесть о Ромео и Джульетте.»



Этот список можно продолжать бесконечно. И точно так же бесконечно можно перечитывать Шекспира, отыскивая в нем для себя все новые и новые смыслы.

Нубия начала стирать с доски перечень сонетов Шекспира.

У нас осталось не так много времени, но я надеюсь, мы все же успеем рассмотреть эпоху Просвещения, которая следует сразу же за эпохой Возрождения. В любом литературном произведении эпохи Просвещения должны соблюдаться три условия: занимательность сюжета, поучительность и иносказательный характер повествования.

Чтобы нам было проще рассматривать этот период в английской литературе, разобьем его на несколько этапов.

И на первый этап тогда придутся 20-30-е годы XVIII века – время, когда в литературе господствует проза, и популярность приобретают истории о приключения и путешествиях. В качестве примера можно вспомнить Даниэля Дефо с его «Робинзоном Крузо».

Однако, подробнее мне бы хотелось рассмотреть его современника и в чем-то даже соперника Джонатана Свифта. Говорят, что свой роман «Путешествия Гулливера» Свифт написал как пародию на «Робинзона Крузо». И действительно, если Робинзон Крузо предстает перед нами как деятельный человек, не унывающий в любой ситуации, своими руками создающий мир, то Гулливер – этакий наблюдатель, подстраивающийся под то общество, в которое он попадает. И что так же интересно, в конечном итоге Свифт создает некую утопию, остров гуигнгмов, где человек-Гулливер в каком-то смысле обретает дом… правда, ненадолго, поскольку сами гуигнгмы изгоняют Гулливера.

Следующий этап, который нам предстоит рассмотреть, относится к 40-60-м годам XVIII века. На данном этапе в литературе происходит расцвет жанра социально-бытового нравоучительного романа воспитания. Яркими представителями этого периода являются Генри Филдинг и Сэмюэл Ричардсон. Самый известный роман Филдинга – «История Тома Джонса, найдёныша». В нём показано становление героя, который много ошибается в жизни, но всё же делает выбор в пользу добра. Свой роман Филдинг задумывал как полемику на роман Ричардсона «Кларисса, или История молодой леди», в котором главная героиня, в конце концов, делает неправильный выбор.

В 70-90-е годы XVIII века просветительский реализм вытесняется сентиментализмом, где первостепенная роль в восприятии мира отводится ощущениям. Сентименталисты стремились побудить человека раскрывать свои естественные чувства и совершенствовать их. Возникший еще в 20х годах XVIII века к 70м годам сентиментилизм получил наибольшее распространение.

Среди сентиментальных романов выделяются романы «Жизнь и убеждения Тристрама Шенди» и «Сентиментальное путешествие» Лоренса Стерна. Также к сентиментализму относят и «кладбищенскую» поэзию английских поэтов Томаса Грея, Джеймса Томпсона, Эдварда Юнга.

- А что такое кладбищенская поэзия? Расскажите! – послышался голос из толпы слайзеринцев.

Нубия улыбнулась.


Кладбищенской поэзией обозначают поэтическое направление, которое развилось Англии в XVIII веке. Изначально поэты упоенно описывали сельские ландшафты, постепенно переходя на меланхолические пейзажи, красочные описания ночи и вечера. Со временем здесь стали мелькать и зловещие нотки, в том числе и мистические. И разумеется, и кладбища не обошли стороной поэты XVIII века.

Под кровом черных сосн и вязов наклоненных,
Которые окрест, развесившись, стоят,
Здесь праотцы села, в гробах уединенных
Навеки затворясь, сном непробудным спят.

Денницы тихий глас, дня юного дыханье,
Ни крики петуха, ни звучный гул рогов,
Ни ранней ласточки на кровле щебетанье -
Ничто не вызовет почивших из гробов...

Нубия прочитала эти строки настолько мрачно, что даже хаффлпаффцы, которые, несмотря на интересную лекцию, все же не могли не мечтать об обеде, притихли и прислушались. Преподавательница тут же улыбнулась.

Сейчас я прочитала вам отрывок из стихотворения уже упомянутого мной Томаса Грее в переводе Жуковского. В русском переводе оно значится как "Сельское кладбище". Надеюсь, что вы насладились кладбищенской поэзией, и мы сможем, наконец, завершить нашу лекцию…

А финальным аккордом на этот раз станут готические романы, явившиеся вестником созревшего в недрах сентиментализма предромантизма. К 90-м годам XVIII века в Англии возрастает интерес к старине, к Средневековью, что и стало причиной появления готического романа как псевдорыцарского романа, романа тайн и ужасов. Основателем жанра готического романа является Хорас Уолпол, действие его романа «Замок Отранто» происходит в эпоху первого крестового похода. Продолжили же эту традицию Анна Радклиф и Мэтью Грегори Льюис.

Вижу, что пора вас уже отпускать на перерыв. Поэтому записывайте домашнее задание.

Домашнее задание
1) Расскажите об утопиях и антиутопиях, которые Вам известны. 3 балла.
2) Кем же был Уильям Шекспир? Расскажите наиболее вероятную, с Вашей точки зрения, версию. 2 балла.
3) Выберите любого автора эпохи Просвещения кроме Свифта и Дефо и расскажите о нем более подробно. 3 балла.
4) Расшифруйте понятия «готического романа» и «кладбищенской поэзии». 2 балла.

Перед выполнением домашнего задания настойчиво советую ознакомиться с требованиями.
Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело
Hosted by uCoz