В кабинет
На лекции
Темы докладов
Рекомендации
Библиотека
Журнал
Консультация
Вернуться в Хогвартс!


Черная Мышка
Лекция 4. Внеплановая. Сказки и изобразительное искусство


После обеда компания учеников с самых разных факультетов решила зайти в кабинет Магической Литературы. Нубия сидела в своем кресле и читала русские сказки. Увидев посетителей, она радостно улыбнулась и встала.

- Рада видеть вас у себя в гостях! Вы пришли почитать книжки? Это здорово! А хотите, проведем небольшое внеплановое занятие? А потом я вам дам задание?

Ученики неуверенно посмотрели друг на друга. Нубия улыбнулась.

- Задание, если не хотите, можно будет и не выполнять. А вещи я собираюсь рассказать вам очень и очень интересные. Впрочем, никого держать я не собираюсь. Так что кто слушать не хочет, прошу в библиотеку или же куда вы собирались;) А остальных прошу сесть. Так как у нас переменка, то можно сесть даже на столы.. или в мое кресло, кто хочет.

Подождав, пока все рассядутся (в кресло набилось целых пять человек), девушка начала рассказывать.

Сегодня я снова хочу поговорить с вами о русских сказках. А прежде всего - о художниках. Вы удивлены? Разумеется, я преподаю магическую литературу, а не магическую живопись. Но тем не менее, сегодня мы поговорим немного именно о художниках.

Дело в том, что многие художники выбирали в качестве сюжета своей очередной картины какую-нибудь русскую сказку.

Вот, например, две картины одного известного русского художника.

На первой изображена девушка, сидящая у воды и грустно размышляющая о чем-то. Сам художник признается, что она "как будто давно жила в моей голове, но реально я увидел ее в Ахтырке, когда встретил одну простоволосую девушку, поразившую моё воображение. Столько тоски, одиночества и чисто русской печали было в её глазах… Каким-то особым русским духом веяло от неё".

Девушка у воды.

На второй картине изображен юноша на волке, прижимающий к себе девушку. Видимо, спасаясь от погони, мчатся они через страшный лес, полный непредсказуемого и страшного. Об этом говорит и топь болотная под лапами волка, и хмурые деревья... Однако, имеется на картине и пятно света, что можно рассматривать как символ надежды выбраться из леса.

Юноша на волке.

А теперь внимание! Первое задание!

Узнайте, кто именно автор картин. Ну и названия этих картин, разумеется. Выполнив это задание, Вы получите 2 балла.

- А можно еще хоть что-нибудь узнать про вторую картину? - раздался жалобный голос из кресла. Нубия улыбнулась.

- Чтобы помочь вам, добавлю, что эта картина была написана в период работы художника во Владимирском соборе в Киеве. Ну, и год создания картины назову, 1888й. Этого вам вполне должно хватить.

А чтобы получить еще 2 балла, пришлите мне репродукции еще двух каких-либо картин, отражающих сюжеты русской сказки. Разумеется, указав названия картин и их авторов.

А теперь давайте задумаемся о важности работы художников, рисовавших картины по русским сказкам. Надеюсь, из предыдущих лекций Вы уяснили, что русская сказка содержит в себе много нежного материала. И художники, нарисовав тот или иной сюжет, помогали нам познакомиться со сказкой. Или даже подталкивали к прочитыванию ее. В каком-то смысле, это можно сравнить с тем, как маггловские фильмы часто сподвигают на прочитывание той или иной книги. Разве Вы никогда не замечали, что после успешно снятого фильма на прилавках сразу же появляются новые издания книги, которая послужила основой для данного фильма? Если не замечали, то обратите внимание.

Однако, естественно, были у художников и другие причины. Здесь и вдохновение, и востребованность данных сюжетов публикой (сказки ведь всегда любили и любят не только дети, но и взрослые) и многое другое. Возможно, у вас есть какие-то свои версии?

Ученики загалдели. Какое-то время Нубия внимательно слушала, а затем спохватилась и посмотрела на часы.

Наверное, все высказать свою точку зрения не успеют. Поэтому давайте включим и этот вопрос в ваше домашнее задание.

Расскажите мне в домашке, каковы причины были у художников создавать картины по сюжетам русских сказок, по Вашему мнению? За это Вы получите еще 3 балла.

Ну, и наконец, последнее, о чем я хотела с Вами побеседовать. Это описание картин. Очень важно уметь описывать то, что вы видите вокруг себя. Это может помочь вам и в учебе, и в жизни. Описывать можно по-разному. Вы можете сказать, что там-то стоит стол, там-то стул. Они коричневого цвета. И на столе стоит стакан, а в нем налита белая жидкость. Подобный рассказ лишен красочности и интересности, но довольно информативен. Для чего пригодится умение так описывать, на Ваш взгляд?

Ученики молчали, переглядываясь. Затем один из них высказал предположение:

- Ни для чего?

Ну почему же, подобные описания нужны. Предположим, Вам нужно быстро описать обстановку. Или сформулировать какое-либо задание. Красочность здесь вам ни к чему, а вот умение подмечать мелочи и ничего не забыть очень и очень пригодится.

Однако, можно подойти к описанию и с другой стороны, с творческой. Использовать различные метафоры, сравнения, эпитеты... Или же, вообще, рассказать историю, связанную с картиной. Или поведать все от лица какого-либо предмета на картине. Это будет творческий подход. И где же он нужен?

- В домашках! - прозвучал радостный ответ.

Да, в домашках он нужен весьма часто. Хотя есть преподаватели, которые предпочитают четкость и краткость мысли даже в ущерб красочности. Но речь ведь идет не только о домашках... Подобный подход пригодится Вам для написания книг, рассказывания сказок.

- И для общения с людьми?

- Для общения тоже. Но разумеется, не всегда. Иногда в общении лучше быть кратким и как можно более информативным. А мелочи в таких случаях окажутся совсем ни к чему. Однако, в так называемом светском общении такой подход, разумеется, пригодится.

Вы спросите, а причем же тут картины? На это я могу ответить вам, что на картинах попросту легче учиться описывать. Особенно на картинах по каким-либо сказкам. Ведь сюжеты вам знакомы, а многие мелочи заметны, поскольку художники часто специально рисуют картины так, чтобы вы обращали внимание на разные мелочи... Именно поэтому маленьких детей часто учат описанию именно по картинам.

Но ведь вы уже не маленькие дети, а вполне взрослые маги... хоть еще и учитесь. По этой причине я дам вам совсем не такое простое задание, как описание по картине.

Вам предстоит выбрать какой-нибудь момент из любой сказки и представить его. А потом описать мне его в домашнем задании так, как будто бы вы видите перед собой картину. Разумеется, я жду от вас творческого подхода, то есть не пренебрегайте возможностью красочно описать воображенное. Задание сложное, но я надеюсь, что вы справитесь.

А переменка уже заканчивается... Вы все задание запомнили?

Ученики переглянулись. Нубия усмехнулась и вытащила из-за шкафа уже всем известную доску. Отсюда вы можете списать домашнее задание. Кстати, даже по этому нашему маленькому импровизированному занятию-разговору можно писать доклады. Их темы вы найдете там же, где висят темы к остальным докладам.

Ладно, переписывайте быстренько задание, и марш на другие уроки! Да и мне пора… по своим делам!

С этими словами Нубия скрылась за многочисленными шкафами с книгами.

Домашнее задание:

1. Узнайте, автора и названия картин, которые мы с вами рассматривали на уроке. 2 балла.
2. Найдите еще 2 картины со сказочными сюжетами. Не забудьте указать их названия, авторов, а также прислать сами картины. 2 балла.
3. Почему художники брали в качестве сюжета для своих картин сказки? Меня интересует Ваше мнение. 3 балла.
4. Вам предстоит выбрать какой-нибудь момент из любой сказки и представить его. А потом описать мне его в домашнем задании так, как будто бы Вы видите перед собой картину. Творческий подход приветствуется. 3 балла.

Перед выполнением домашнего задания настойчиво советую ознакомиться с требованиями.

Работу можно передать черной мышке, которая восседает где-то там.. наверху). Но лучше – отправлять через Личное дело
Hosted by uCoz